Коррекция – это важнейшая составляющая социального, а точнее социально-образовательного воздействия на развитие ребенка с особыми потребностями. Эта категория является стержневой и одной из важнейших в теории и практике специальной педагогики.
Коррекция – это специально организованный педагогический процесс, направленный на ослабление, преодоление, предотвращение нарушений развития, и содействие развитию ребенка с особыми потребностями с целью наибольшего его приближения к норме.
Коррекция бывает двух видов – общая и индивидуальная. Общая коррекция направлена на развитие всех детей с нарушениями развития или детей определенной категории. Соответственно она проводится во фронтальной или групповой форме. Индивидуальная коррекция направлена на развитие определенного ребенка с учетом структуры его дефекта и индивидуальных особенностей. Проводится такая работа в индивидуальной форме. Коррекция отклонений развития осуществляется как на специально организованных с этой целью занятиях в урочное и внеурочное время, так и в процессе изучения дисциплин, предусмотренных программами образовательного учреждения, и во время воспитательной работы.
Соответствующая работа проводится психологами, учителями, воспитателями, родителями.
Коррекция – это относительно самостоятельное педагогическое явление в системе специального образования (систему специального образования составляют обучение, воспитание, коррекция). Она осуществляется с помощью педагогических средств – содержания, методики, организационных форм.
Общеизвестно, что коррекционную работу можно осуществлять в процессе обучения и воспитания ребенка. А педагогический процесс (обучение и воспитание), который предусматривает коррекцию развития ребенка, называется коррекционно направленным. Поскольку коррекционное влияние направляется на развитие ребенка, то в специальной педагогике используются такие понятия, как «коррекционная работа» и «коррекционное развитие».
Как же соотносятся обучение и развитие ребенка? По своему содержанию обучение и развитие не совпадают, они являются относительно самостоятельными явлениями. За обучением идет развитие (Л. С. Выготский), то есть обучение является ведущим для развития ребенка. Поэтому обучение для развития ребенка с отклонениями тоже выполняет ведущую роль, но при условии, что оно специально организовывается в коррекционно-развивающем направлении, то есть когда считается коррекционно направленным.
Итак, для специального образования особенно важным и специфичным является то, что в основу обучения и воспитания положена коррекция нарушений развития ребенка. Коррекция рассматривается как основа, стержень всей учебно-воспитательной работы в специальном образовательном учреждении (школе, детском саду, центре и т.д.). Доказано, что без целенаправленного преодоления или ослабления недостатков развития, то есть коррекции, снижается эффективность обучения и воспитания детей, а именно усложняется процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками, становления деятельности, общения, личности.
Коррекция развития ребенка с особыми потребностями в значительной мере становится возможной посредством компенсаторных процессов.
Метолы компенсации – это восстановление, замещение недоразвитых или поврежденных функций путем использования сохранившихся или модуляции тех функций, которые нарушены лишь частично.
Выделяют два вида компенсации:
Определены также уровни компенсации:
Поэтому на психологическом уровне компенсации происходит действие такого механизма, как компинг-стратегии. Компинг-стратегии – это сознательные усилия личности, направленные на то, чтобы справиться в стрессовых ситуациях, которые вызывают тревогу относительно содержания и сохранения положительной самооценки, самоуважения.
Выделяют следующие виды копинг-стратегий:
Выбор человеком вида стратегии может определяться как объективными условиями проблемной ситуации, так и личностными качествами, особенно отношением к своему нарушению.
Именно с психологическим уровнем компенсации связывается и понимание такого феномена у людей с недостатками развития, как гиперкомпенсация.
Гиперкомпенсация происходит, когда человек переживает свою неполноценность («комплекс неполноценности»), но основным механизмом возникновения этого феномена является развитие своих способностей и волевые усилия в результате осознания своих особенностей и желание достичь поставленной цели.
Вместе с тем следует учитывать, что на этом уровне компенсации могут срабатывать и неосознаваемые защитные психологические механизмы личности.
Психологическая защита – это специальная системная стабилизация, которая ориентируется на защиту сознания от неприятных, травмирующих переживаний, причинами которых считаются внутренне и внешние конфликты, тревога и дискомфорт. Механизмы психологической защиты в основном неосознаны.
Они могут способствовать как адаптации, так и дезадаптации человека в том случае, когда обстоятельства изменились, а предыдущий защитный механизм срабатывает. Среди таких психологических защит отличаются отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, включение, смещение, изоляция и тому подобное.
Отрицание заключается в том, что информация, которая тревожит человека, им не воспринимается.
Выделяются и другие методы специальной педагогики:
Если коррекция направлена на исправление и развитие определенной психической или физической функции, то для реабилитации важно организовать те меры, которые смогут помочь восстановиться личности человека для полноценной общественной жизни.
Выделяют различные виды реабилитации, которые, в свою очередь, определяются подвидами или уровнями компенсаторных процессов, на которые направляется система реабилитационных мероприятий (биологический, психологический, социально-психологический и социальный аспекты).
С понятием реабилитации связано понятие абилитации. Абилитация происходит тогда, когда функция у человека не теряется в течении жизни, а отсутствует с самого рождения. То есть речь идет уже не о восстановлении утраченной функции у человека, а о формировании у него способов приспособления к жизнедеятельности.
Итак, абилитацией называют организацию мер, ориентированных на обеспечение успешных путей приспособления человека к жизни в соответствии с его возможностями.