Методы специальной педагогики


Методы специальной педагогики

Коррекция как метод специальной педагогики

Коррекция – это важнейшая составляющая социального, а точнее социально-образовательного воздействия на развитие ребенка с особыми потребностями. Эта категория является стержневой и одной из важнейших в теории и практике специальной педагогики.

Определение 1

Коррекция – это специально организованный педагогический процесс, направленный на ослабление, преодоление, предотвращение нарушений развития, и содействие развитию ребенка с особыми потребностями с целью наибольшего его приближения к норме.

Коррекция бывает двух видов – общая и индивидуальная. Общая коррекция направлена на развитие всех детей с нарушениями развития или детей определенной категории. Соответственно она проводится во фронтальной или групповой форме. Индивидуальная коррекция направлена на развитие определенного ребенка с учетом структуры его дефекта и индивидуальных особенностей. Проводится такая работа в индивидуальной форме. Коррекция отклонений развития осуществляется как на специально организованных с этой целью занятиях в урочное и внеурочное время, так и в процессе изучения дисциплин, предусмотренных программами образовательного учреждения, и во время воспитательной работы.

Соответствующая работа проводится психологами, учителями, воспитателями, родителями.

Коррекция – это относительно самостоятельное педагогическое явление в системе специального образования (систему специального образования составляют обучение, воспитание, коррекция). Она осуществляется с помощью педагогических средств – содержания, методики, организационных форм.

Замечание 1

Общеизвестно, что коррекционную работу можно осуществлять в процессе обучения и воспитания ребенка. А педагогический процесс (обучение и воспитание), который предусматривает коррекцию развития ребенка, называется коррекционно направленным. Поскольку коррекционное влияние направляется на развитие ребенка, то в специальной педагогике используются такие понятия, как «коррекционная работа» и «коррекционное развитие».

Как же соотносятся обучение и развитие ребенка? По своему содержанию обучение и развитие не совпадают, они являются относительно самостоятельными явлениями. За обучением идет развитие (Л. С. Выготский), то есть обучение является ведущим для развития ребенка. Поэтому обучение для развития ребенка с отклонениями тоже выполняет ведущую роль, но при условии, что оно специально организовывается в коррекционно-развивающем направлении, то есть когда считается коррекционно направленным.

Итак, для специального образования особенно важным и специфичным является то, что в основу обучения и воспитания положена коррекция нарушений развития ребенка. Коррекция рассматривается как основа, стержень всей учебно-воспитательной работы в специальном образовательном учреждении (школе, детском саду, центре и т.д.). Доказано, что без целенаправленного преодоления или ослабления недостатков развития, то есть коррекции, снижается эффективность обучения и воспитания детей, а именно усложняется процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками, становления деятельности, общения, личности.

Коррекция развития ребенка с особыми потребностями в значительной мере становится возможной посредством компенсаторных процессов.

Метод компенсации

Определение 2

Метолы компенсации – это восстановление, замещение недоразвитых или поврежденных функций путем использования сохранившихся или модуляции тех функций, которые нарушены лишь частично.

Выделяют два вида компенсации:

  • внутрисистемные, когда происходит перестройка или замещение утраченных функций в рамках одной системы (например, недостатки механической памяти за счет памяти логической, смысловой);
  • межсистемные, когда используются возможности различных систем (например, у людей с нарушением зрения в процессе развития используются тактильные ощущения).

Определены также уровни компенсации:

  1. Биологический. Компенсация происходит на уровне развития человека как живого организма, индивида и характеризуется как автоматический, неосознанный процесс.
  2. Психологический. Это чисто человеческий уровень компенсации, который происходит преимущественно с привлечением сознания, воли, личностных свойств. Компенсаторные процессы на этом уровне происходят благодаря тому, что человек оценивает свои особенности и возможности в связи с наличием определенных нарушений и ставит перед собой реальные цели, которые пытается достичь для сохранения положительного отношения к себе, самоуважения.

Поэтому на психологическом уровне компенсации происходит действие такого механизма, как компинг-стратегии. Компинг-стратегии – это сознательные усилия личности, направленные на то, чтобы справиться в стрессовых ситуациях, которые вызывают тревогу относительно содержания и сохранения положительной самооценки, самоуважения.

Выделяют следующие виды копинг-стратегий:

  • решение проблемного вопроса;
  • социальная поддержка;
  • уклонение от необходимости самостоятельного решения проблемы.

Выбор человеком вида стратегии может определяться как объективными условиями проблемной ситуации, так и личностными качествами, особенно отношением к своему нарушению.

Именно с психологическим уровнем компенсации связывается и понимание такого феномена у людей с недостатками развития, как гиперкомпенсация.

Гиперкомпенсация происходит, когда человек переживает свою неполноценность («комплекс неполноценности»), но основным механизмом возникновения этого феномена является развитие своих способностей и волевые усилия в результате осознания своих особенностей и желание достичь поставленной цели.

Вместе с тем следует учитывать, что на этом уровне компенсации могут срабатывать и неосознаваемые защитные психологические механизмы личности.

Методы психологической защиты, вытеснения, проекции, изоляции и замещения

Определение 3

Психологическая защита – это специальная системная стабилизация, которая ориентируется на защиту сознания от неприятных, травмирующих переживаний, причинами которых считаются внутренне и внешние конфликты, тревога и дискомфорт. Механизмы психологической защиты в основном неосознаны.

Они могут способствовать как адаптации, так и дезадаптации человека в том случае, когда обстоятельства изменились, а предыдущий защитный механизм срабатывает. Среди таких психологических защит отличаются отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, включение, смещение, изоляция и тому подобное.

Отрицание заключается в том, что информация, которая тревожит человека, им не воспринимается.

Выделяются и другие методы специальной педагогики:

  • Вытеснение – это активное исключение из сознания неприятной информации. Человек не просто притворяется, что ему все равно, но он на самом деле не хранит в памяти ту неприятную информацию, которая извлекается.
  • Проекция – бессознательный перенос личностных переживаний, чувств и влечений, которые человек не хочет признавать за собой, понимая их социальную непривлекательность, на других.
  • Идентификация – бессознательный перенос определенных желаний и стремлений, которые характерны для другого человека, но не присущие, хотя и желательные для себя.
  • Рационализация – попытка снизить ценностную привлекательность того, что недоступно. Если человек не достигнет чего-то, он убеждает себя в том, что достижение поставленной цели было не таким уж ему нужным.
  • Включение – рассматривая как страдает другой человек, боль которого более серьезна, нежели личная, человек сочувствует и начинает свои беды воспринимать легче.
  • Замещение – это переведение тех действий, которые направлены на что-то недоступное на доступное (человек, например, может переводить свою злобу и раздражение, причиной которых стал один человек, на другого).
  • Изоляция – выделение в сознательной сфере человека травмирующих факторов. Доступ неприятных эмоций к сознанию блокируется.

Если коррекция направлена на исправление и развитие определенной психической или физической функции, то для реабилитации важно организовать те меры, которые смогут помочь восстановиться личности человека для полноценной общественной жизни.

Выделяют различные виды реабилитации, которые, в свою очередь, определяются подвидами или уровнями компенсаторных процессов, на которые направляется система реабилитационных мероприятий (биологический, психологический, социально-психологический и социальный аспекты).

С понятием реабилитации связано понятие абилитации. Абилитация происходит тогда, когда функция у человека не теряется в течении жизни, а отсутствует с самого рождения. То есть речь идет уже не о восстановлении утраченной функции у человека, а о формировании у него способов приспособления к жизнедеятельности.

Замечание 2

Итак, абилитацией называют организацию мер, ориентированных на обеспечение успешных путей приспособления человека к жизни в соответствии с его возможностями.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :