Специальное дошкольное педагогическое научное знание стало самостоятельным направлением не так давно, но быстро получило распространение. Дело в том, что ранний дошкольный возраст имеет решающее значение в воспитательном и образовательном процессе ребенка. Исследования показали, что, если начать раннюю целенаправленную педагогическую работу можно ослабить и даже предотвратить имеющиеся отклонения у ребенка. Коррекционно-педагогический процесс может предупредить вторичное отклонение в развитии, что положительно скажется на формировании личности ребенка, сформирует его адекватное поведение и гармоничную социализацию.
Специальное коррекционное дошкольное педагогическое знание взяло за основу труды Выготского Льва Семеновича, выдающегося советского психолога, исследователя в области высших психологических функций.
Коррекционное направление психологии исследовало биологический и социальный фактор в личностном развитии ребенка, трудности в отклоняющемся развитии, а также искало адекватный метод и организационную форму деятельности с ребенком, имеющем отклонение в развитии.
Выготский осмыслил и вывел на уровень аксиомы культурно-исторический фактор, как основу движущей причины формирования личности человека. В своих сочинениях он доказал: социальной ситуацией в воспитательном процессе формируется или задерживается реализация способностей и возможностей ребенка.
Соотношение первичного нарушения и вторичного отклонения, а также неравномерность в детском развитии явились основанием для обоснования необходимости компенсационного механизма и создания на его базе коррекционной воспитательной и образовательной деятельности.
В первых трудах по специальному дошкольному педагогическому знанию изучались различные нарушения слуха у детей. такие исследования проводились Корсунской Б.Д., Выготской Г.Л., Венгером А.Л. Ими была обоснована высокая результативность коррекционного труда, зависящая от метода, приема, содержания и временных рамок.
В дальнейшем исследователями изучались и обучались подопечные с определенными нарушениями в интеллектуальном развитии. В этой области работали такие ученые, как Морозова Н.Г., Блюмина М.Г., Певзнер М.С.
Так же исследовались проблемы детей с нарушениями зрения - работы Земцовой М.И., Солнцевой Л.И., Феоктистовой В.А. Велась работа в области изучения детских речевых нарушений, были найдены оптимальные пути коррекции подобных отклонений, оказывалась коррекционная помощь детям с такими нарушениями.
Известные труды в этом направлении принадлежат Левиной Р.Е., Кольцовой М.М., Чевелевой Н.А. Параллельно велись работы по коррекционному развитию детей с патологиями в опорно-двигательном аппарате, а также детей с несколькими видами нарушений. Сюда можно отнести работы Бабенковой Р.Д., Семеновой К.А., Мещерякова А.И., Чулкова В.Н.
Изучения и разработки в области коррекционного дошкольного знания способствовали заложению основ и созданию в России на государственном уровне системного дифференцированного обучающего процесса детей с отклонением в развитии.
Опытно-экспериментальная работа способствовала созданию нормативно-правовой базы и составлению документации, определяющей принцип отбора и комплектации специализированного дошкольного учреждения для детей с аномалиями в развитии. А также был организован и содержался коррекционно-педагогический процесс.
Специальной дошкольной педагогикой является научное знание, которое изучает суть, закономерность, принцип, метод, форму коррекционного дошкольного образовательного процесса детей с аномалиями в развитии психики. Объект коррекционной педагогической науки - специальный дошкольный образовательный процесс ребенка, имеющего образовательную потребность.
Предметом является теоретический и практический аспект в изучении, обучении, воспитании и развитии ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте с аномалиями развития.
Субъект, который изучается, воспитывается, обучается, получает коррекционно-педагогическую помощь - это личность ребенка дошкольных лет, имеющая особую образовательную потребность.
Функции коррекционного педагогического знания:
Основная цель коррекционной дошкольной воспитательной работы - это формирование условий для всестороннего развития детей с аномалиями и их ранняя социализация посредством специальных образовательных методов.
Основу коррекционного дошкольного образовательного процесса составляют общие и специфические требования, а также психологические и педагогические условия, направленные на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Общее требование - сформировать свойственные возрастным особенностям личностные психологические новообразования и предпосылки для перехода к следующему жизненному этапу развития.