Специальная дошкольная педагогика


Специальная дошкольная педагогика

Специальное дошкольное педагогическое научное знание стало самостоятельным направлением не так давно, но быстро получило распространение. Дело в том, что ранний дошкольный возраст имеет решающее значение в воспитательном и образовательном процессе ребенка. Исследования показали, что, если начать раннюю целенаправленную педагогическую работу можно ослабить и даже предотвратить имеющиеся отклонения у ребенка. Коррекционно-педагогический процесс может предупредить вторичное отклонение в развитии, что положительно скажется на формировании личности ребенка, сформирует его адекватное поведение и гармоничную социализацию.

Значение трудов Выготского Л.С. в системе коррекционной педагогики

Специальное коррекционное дошкольное педагогическое знание взяло за основу труды Выготского Льва Семеновича, выдающегося советского психолога, исследователя в области высших психологических функций.

Коррекционное направление психологии исследовало биологический и социальный фактор в личностном развитии ребенка, трудности в отклоняющемся развитии, а также искало адекватный метод и организационную форму деятельности с ребенком, имеющем отклонение в развитии.

Замечание 1

Выготский осмыслил и вывел на уровень аксиомы культурно-исторический фактор, как основу движущей причины формирования личности человека. В своих сочинениях он доказал: социальной ситуацией в воспитательном процессе формируется или задерживается реализация способностей и возможностей ребенка.

Соотношение первичного нарушения и вторичного отклонения, а также неравномерность в детском развитии явились основанием для обоснования необходимости компенсационного механизма и создания на его базе коррекционной воспитательной и образовательной деятельности.

Разработки в области коррекционной педагогической деятельности: основные исследователи

В первых трудах по специальному дошкольному педагогическому знанию изучались различные нарушения слуха у детей. такие исследования проводились Корсунской Б.Д., Выготской Г.Л., Венгером А.Л. Ими была обоснована высокая результативность коррекционного труда, зависящая от метода, приема, содержания и временных рамок.

В дальнейшем исследователями изучались и обучались подопечные с определенными нарушениями в интеллектуальном развитии. В этой области работали такие ученые, как Морозова Н.Г., Блюмина М.Г., Певзнер М.С.

Так же исследовались проблемы детей с нарушениями зрения - работы Земцовой М.И., Солнцевой Л.И., Феоктистовой В.А. Велась работа в области изучения детских речевых нарушений, были найдены оптимальные пути коррекции подобных отклонений, оказывалась коррекционная помощь детям с такими нарушениями.

Известные труды в этом направлении принадлежат Левиной Р.Е., Кольцовой М.М., Чевелевой Н.А. Параллельно велись работы по коррекционному развитию детей с патологиями в опорно-двигательном аппарате, а также детей с несколькими видами нарушений. Сюда можно отнести работы Бабенковой Р.Д., Семеновой К.А., Мещерякова А.И., Чулкова В.Н.

Замечание 2

Изучения и разработки в области коррекционного дошкольного знания способствовали заложению основ и созданию в России на государственном уровне системного дифференцированного обучающего процесса детей с отклонением в развитии.

Опытно-экспериментальная работа способствовала созданию нормативно-правовой базы и составлению документации, определяющей принцип отбора и комплектации специализированного дошкольного учреждения для детей с аномалиями в развитии. А также был организован и содержался коррекционно-педагогический процесс.

Дошкольная коррекционная педагогическая наука: объект, предмет, функции

Специальной дошкольной педагогикой является научное знание, которое изучает суть, закономерность, принцип, метод, форму коррекционного дошкольного образовательного процесса детей с аномалиями в развитии психики. Объект коррекционной педагогической науки - специальный дошкольный образовательный процесс ребенка, имеющего образовательную потребность.

Предметом является теоретический и практический аспект в изучении, обучении, воспитании и развитии ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте с аномалиями развития.

Субъект, который изучается, воспитывается, обучается, получает коррекционно-педагогическую помощь - это личность ребенка дошкольных лет, имеющая особую образовательную потребность.

Функции коррекционного педагогического знания:

  1. Создание теоретической и методологической основы по изучению, воспитанию, обучению и развитию ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте с аномалиями развития.
  2. Формулировка и выработка стратегии по развитию национальных институтов в коррекционном дошкольном образовательном и воспитательном процессе.
  3. Создание теоретического подхода к дифференцированной диагностике, обучающей и воспитательной деятельности ребенка в дошкольном возрасте с аномалиями развития.
  4. Выработка педагогической технологии по воспитанию и обучению ребенка в дошкольном возрасте с аномалиями развития.
  5. Создание вариативной формы по организации коррекционного образовательного процесса.
  6. Разработка учебной и методологической основы для подготовки учителей-дефектологов к коррекционной деятельности с ребенком в младенческом, раннем и дошкольном возрасте с аномалиями психофизического развития.

Цель дошкольной коррекционной работы

Основная цель коррекционной дошкольной воспитательной работы - это формирование условий для всестороннего развития детей с аномалиями и их ранняя социализация посредством специальных образовательных методов.

Основу коррекционного дошкольного образовательного процесса составляют общие и специфические требования, а также психологические и педагогические условия, направленные на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Общее требование - сформировать свойственные возрастным особенностям личностные психологические новообразования и предпосылки для перехода к следующему жизненному этапу развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :