Социализация личности в педагогике


Социализация личности в педагогике

Понятие социализации

Понятие «социализация» активно используется представителями широкого спектра наук – философии, социологии, психологии, политологии, педагогики и других. Возникновение этого понятия связывают с именами американского социолога Ф. Гиддингса и французских социологов и философов Г. Тарда и Э. Дюркгейма.

Определение 1

Социализация – это понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает, как сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, идей и ценностей, норм поведения, так и выработку собственного стиля жизни, и приобретение социального опыта. Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве.

В социальной психологии социализацию рассматривают как чрезвычайно важный для общества в целом и различных групп социальный процесс. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей.

С точки зрения политологии, социализация направлена на процесс интеграции и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей культуры.

Исследователи культурных процессов в обществе (культурология) рассматривают социализацию как процесс сохранения и передачи и трансформации различных культурных моделей из поколения в поколение.

Замечание 1

Итак, главным критерием успешности социализации является свободное и эффективное функционирование личности в обществе, поскольку социализация имеет деятельностный характер. Показателем степени социализации выступает система ценностных ориентаций, которые являются системообразующим фактором социальной позиции личности.

В современной науке процесс социализации определяется как процесс усвоения социальных стандартов поведения, ценностных ориентаций, гармонизация взаимосвязей с новой социальной средой и активное воспроизведение приобретенного социального опыта в собственной деятельности и общении.

Теория социализации в отечественной педагогике

В отечественной науке первые исследования проблем социализации появились в конце 60-х годов XX века. Внимание акцентировалось, прежде всего, на том, что это процесс усвоения социальных норм и ценностей. Б. Парыгин, который соотносит социализацию со всем ходом исторического развития человечества, отмечал, что не только возникновение человека, выделение его из мира животных, но и общий ход развития человечества был процессом социализации.

Такое видение совпадает с определением И. Кона, который рассматривает социализацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность, как процесс усвоения определенной системы социальных ролей и культуры.

И. Кон

Рисунок 1. И. Кон

Ученый обращает внимание на то, что именно в процессе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают имеющиеся в нем социальные роли и идентичности, но и учатся устанавливать, поддерживать и изменять идентичности, преобразовывая тем самым самих себя и окружающий мир.

Е. Кузьмин настаивал на приоритетности действия таких механизмов социализации, как подражание, внушение, конформизм, сознательное подражание образцам, влияние массовых средств коммуникации и культуры.

Замечание 2

Многие исследователи акцентируют внимание на моменте усвоения индивидом социального опыта, социальных ценностей, норм, знаний. Так, Ю. Левада делает вывод, что понятие социализации является усвоением человеком норм культуры.

Ю. Левада

Рисунок 2. Ю. Левада

В. Сухомлинский, касаясь проблемы социального становления личности, метко заметил, что в человеке его человеческие черты формируются только потому, что с первого вздоха своей жизни он – существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, отношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как часть мира, вступая в отношения с людьми, которые удовлетворяют его материальные и духовные потребности, ребенок привлекается к обществу, становится его членом. По словам В. Сухомлинского, тонкие, чувствительные корешки правильной социализации находятся в чувствах и переживаниях.

В XXI веке интерес к социализации как к педагогическому феномену растет. Именно в этот период вопросы структуры, функций, механизмов социализации, ее особенностей в современных условиях находятся в центре исследований представителей практически всех обществоведческих дисциплин.

На эти же два взаимообусловленные процессы, составляющие сущность социализации, указывает Б. Ломов, выделяя момент вхождения индивида в социальное окружение, социальную среду, включение индивида в систему общественных отношений.

М. Рожков рассматривает социализацию с позиции двойной задачи: социальной адаптации и социальной автономизации, где социальная адаптация призвана обеспечить активное приспособление личности к социальной среде, а социальная автономизация – устойчивость по отношению к ней, реализацию собственной Я-концепции.

В работах В. Мухиной анализируется процесс социализации как развитие личности через диалектическое единство внутренних условий, предпосылок и внутренней позиции личности, которая возникла в онтогенезе. Заслуживает внимания обоснованное мнение исследователя о том, что социальное пространство осваивается ребенком постепенно, через его стремление реализовать свое притязание на признание.

Факторы и механизм социализации

Социализация личности во взаимодействии с различными факторами (мегафакторы, макро-, мезо и микрофакторы) и агентами (людьми, с которыми непосредственно взаимодействует ребенок) происходит с помощью ряда «механизмов». С позиции В. Мухиной, механизмом социализации является идентификация и олицетворение личности, а также закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Замечание 3

Основу механизма социализации составляет психологический акт межличностного переноса определенного социального опыта от сверстников, родителей, знакомых, которые являются носителями определенных субкультур, независимо от того, был это положительный или отрицательный опыт. Уникальное сочетание в каждом отдельном случае различных механизмов социализации относительно процесса становления каждого отдельного ребенка приводит тот или иной вектор усвоения и внедрения собственной социальной позиции.

Становление личности как общественного существа формирует различные связи личности с обществом, усваиваются ориентации, ценности, нормы, происходит развитие личностных свойств, формируется активность и целостность личности, приобретается социальный опыт, накопленный человечеством за весь период развития.

Сегодня социализацию следует рассматривать как:

  1. многосоставный и многофакторный процесс приобретения индивидом человеческих свойств и качеств, направленность которых определяется конкретной социальной ситуацией;
  2. явление, сущностные характеристики которого обеспечивают субъект-субъектное единство личности, выражающееся в одновременном усвоении и воспроизведении социальных ценностей и норм;
  3. социокультурный феномен, характеризующийся неизменностью психологических механизмов и их неповторимостью в контексте становления конкретной человеческой личности;
  4. движущую силу, которая активизирует процессы самопреобразования, происходящие на фоне изменений социокультурной среды;
  5. социально-педагогическое понятие, отражающее ход социального формирования личности в конкретной социокультурной среде;
  6. процесс социальной идентификации типа личности, который формирует внутренний духовный мир человека;
  7. неотъемлемую часть целостного учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений в системе образования России. 


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :