Развитие гуманистической педагогики


Развитие гуманистической педагогики

Определение 1

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, признающая учащегося в качестве равноправного, сознательного субъекта учебно - воспитательного процесса и направленная на максимальную самореализацию личности с учетом его возможностей и интересов

Характерные системообразующие признаки гуманистической педагогики

В современном мире в обществе настойчиво ставится вопрос о смене парадигм. В качестве ключевых ценностей цивилизованного развития общества рассматриваются не материальные ценности, а человек, его внутренний мир, индивидуальность и его устремления. Современные государства связывают свое развитие с наличием и развитием человеческого ресурса, потенциалом живущих в нем людей. Идея нового образованного, развитого человека, способного к творческому освоению мира и при этом удовлетворенного жизнью, как подлинного капитала нации - находит все большую поддержку в педагогической науке. Гуманистическая педагогика интенсивно развивается, изучая возможные пути воспитания целостной личности.

Различаясь подходами, теоретические концепции гуманистической педагогики сохраняют общие системообразующие признаки:

  • Провозглашение решающей роли образования
  • Переоценка приоритетов образования с накопления знаний в сторону развития различных сфер личности: интеллекта, творческого мышления, устойчивой психики, здоровья, нравственного потенциала и др.
  • Учет индивидуальных возможностей личности
  • Фокус внимания направлен на формирование сознательной, критически мыслящей и действующей личности, способной делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
  • Переориентация традиционной системы учебного процесса на личностно-ориентированную модель Структурирование учебного процесса педагогом и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами.

Влияние внешних факторов на развитие гуманистической педагогики

Возникновение гуманистической направленности и развитие гуманистических идей детерминированы многими факторами:

  • социально-экономических процессами в обществе и переломными историческими моментами,
  • противоречиями между традиционными взглядами на воспитание и запросами времени
  • противоречиями в действующей морали и общественном сознании, конфликтами направлений, взглядов в социуме, культуре, образовании;
  • объективной потребностью общества в выражении и распространении гуманистических идей, с одной стороны, и, с другой- субъективной готовностью людей к их восприятию.

Этапы развития гуманистических идей

XI—XIII вв— предпосылки к появлению гуманистических идей, специфический характер которых был связан с патриархальными традициями

XIV—XVIII вв.: гуманистические идеи, доминирующая основа которых задана религиозной моралью и государственной идеологией — зарождение гуманистической традиции, основанной на идеях демократии, народности.

XX в. — осмысление гуманистических идей, становление гуманистической педагогики, появления множества теоретических концепций

Начало XXI в. – утверждение гуманистических идей как ведущих в образовательной парадигме, дальнейшая демократизация идей в различных формах

Особенности развития гуманистической педагогики в России

Становление и развитие гуманистической педагогики носит синусоидальный характер и развитие образовательных парадигм идет от доминирования традиционно – авторитарной модели педагогики в разных ее разновидностях до гуманистической модели педагогики В истории развития России наблюдались следующие периоды:

  • середина XIX в. - развитие абстрактного гуманизма, появление идей свободного воспитания; утверждения демократических идей в образовании
  • конец XIX в. – начало XX в. - утверждение идей свободного воспитания, зарождение социального гуманизма; ориентация на создание национальной школы и взаимосвязь национального и социального воспитания
  • с 20-х гг. XX в. - развитие социального гуманизма, возникновение педологии, изучающей в комплексе психологический, педагогический, физиологический аспекты, развитие концепций коллективного воспитания; появление гуманистической системы воспитания А. С. Макаренко
  • для середины XX в. – в целом характерно доминирование традиционно – авторитарной модели педагогики, личность рассматривалась только в системе общественно - политических приоритетов. Общественно - политическая оттепель в СССР 60-х годов способствовала появлению новых гуманистических педагогических концепций, направленных на развитие личностного духовного потенциала
  • с 80-х гг. XX в. - происходит смена ценностных ориентаций в образовании, вновь возрождаются гуманистические традиции, нашедшие выражение в различных направлениях гуманистической педагогики. Особое значение на этом этапе приобрела творческая деятельность учителей, объединившихся на основах «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.).
  • С 90-х годов интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, утверждающую ценность личности ребенка и отвергающую авторитарно-императивный подход к нему.
Замечание 1

В настоящее время, несмотря на широкое распространение гуманистических теорий, массовую практику образования продолжают определять многие стереотипы и гуманистических традиции носят неустойчивый характер. Российское образование интенсивно ищет новые пути развития, обеспечивающее его ориентацию на гуманистическое мировоззрение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :