Система воспитания по Ж. Ж. Руссо


Система воспитания по Ж. Ж. Руссо

Общие положения системы Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо пытался доказать, что природа создала людей равными, добрыми и счастливыми, а общество сделало их несчастными.

По его мнению, идея естественной свободы и равенства людей лежит в основе воспитания. Руссо считает, что в естественном состоянии все идеально, поэтому воспитание ребенка должно быть в естественных условиях.

Он предлагает свою периодизацию развития ребенка: рождение, от рождения до 6-7 лет, от двенадцати лет, отрочество.

В педагогике Ж. Ж. Руссо главенствует принцип: ребенок – не взрослый, и взрослым не следует обращаться с детьми по-взрослому.

Время для работы, образования, учения назначает природа. Необходимость в обучении появляется, когда организм растет, поэтому, сначала дети подвижны, затем становятся любопытными. Это любопытство направляет ребенка, движет его развитием в соответствии возрастом ,что характерно для всех людей.

Методы естественного обучения:

  1. Показать ребенку связь ощущений с предметами, которые их вызывают,
  2. Позволять ребенку до всего дотронуться,
  3. Объяснять, сравнивания, рассуждая,
  4. Показывать сходство и различие,
  5. Обращать внимание на взаимосвязи вещей и предметов,
  6. Опираться на интересы учеников,
  7. Учитель должен заставлять находить правила, а не давать их готовыми.
  8. Не давать ученику словесных уроков,
  9. Не налагать никаких наказаний,
  10. Не заставлять его просить прощение,
  11. Ученику нельзя приказывать,
  12. Запрещено проявлять власть над учеником,
  13. Применять одновременно методы анализа и синтеза.
Замечание 1

По мнению Ж. Ж. Руссо, у ребенка должен быть маленький словарный запас, чтобы не опережать его потребности. Поэтому учителя не должны влиять на ускорение процесса обучения.

Задачи педагогики по Ж. Ж. Руссо

Задача педагогики развить задатки ребенка, помочь ему усвоить необходимые для общества знания, опираясь на его возраст, научить его делу, которое поможет ему добиться больших успехов в жизни.

Руссо предложил следующие советы для решения этой задачи:

  • Матерям нужно самим вскармливать своих детей,
  • Не скручивать младенца пеленками,
  • Заботиться об обстановке соответствующей детским представлениям,
  • Не стремиться к раннему обучению,
  • Необходимо заинтересовывать ребенка стремлением учиться, наводить его на полезные для него понятия,
  • Наказывать так, чтобы ребенок понимал причинно-следственную связь проступка и наказания.

Ж. Ж. Руссо считает, что до двенадцати лет жизнь ребенка определяется его жизненными потребностями, для удовлетворения которых он нуждается в помощи взрослого.

Растущие потребности и возможности ребенка соответствуют его реальным возможностям и требованиям.

Только после двенадцати лет возникают условия для обучения подростка. В двенадцать или тринадцать лет силы ребенка развиваются гораздо быстрее потребностей.

В этом возрасте сил у ребенка больше чем нужно, поэтому он постарается их использовать в знаниях, которые могут быть полезными в будущем.

«Сильный ребенок подготовит запасы для слабого взрослого».

По мнению Ж. Ж. Руссо, в период отрочества ребенок должен быть чуждым обществу, чтобы проявлять самостоятельность, инициативность в познании мира и самого себя в соответствии со своими интересами и потребностями.

Замечание 2

Многие педагоги считают это утверждение ошибочным.

Современный подход к идеям системы воспитания Ж. Ж. Руссо

Идеи Ж. Ж. Руссо в современной педагогике используются в начальной школе. Перечислим основные из них.

Учителю следует придерживаться развития на основе образного мышления, без доминирования логико-знакового мышления, что позволяет развивать творческие возможности ребенка, а также базироваться на получении им новых знаний на основе его чувственного опыта,

Нужно учитывать несоответствие знаний ребенка младшего школьного возраста и знаниям, которые он получает в результате обучения, в связи с тем, что у школьника может сложиться неправильное представление о предмете, явлении или образе. Поэтому важно, чтобы процесс познания происходил в условиях реального восприятия предмета в естественных условиях,

На уроках использовать природную склонность детей к практической деятельности с помощью чувственного восприятия предмета, с направлением мышления ребенка в русло правильного определения признаков на основе угадывания их по описанию учителя, с контролем педагога правильности хода рассуждения в классификации того или иного явления,

Необходимо объединять чувственное и логическое, чтобы ребенок мог творчески, целостно осмыслять новое,

Использование исследовательских и поисковых заданий развивает логическое мышление при оперировании чувственным материалом, что позволяет планировать деятельность и достигать результатов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :