Семейные традиции в педагогике


Семейные традиции в педагогике

Семейные традиции в воспитании подрастающего поколения

Замечание 1

Воспитание составляет важную функцию развития общества. Экономическое и национально-духовное возрождение России невозможно без переосмысления его составляющих – воспитания нового человека как личности.

Рассматривая воспитание как процесс передачи всего социально-культурного опыта человечества от одного поколения другому, необходимо отметить пять основных его составляющих, а именно:

  • умственное,
  • физическое,
  • эстетическое,
  • нравственное,
  • трудовое.
Замечание 2

От реализации задач основных составных частей воспитания зависит полноценное развитие личности.

Эта классификация взаимосвязана с классификацией видов семейных воспитательных традиций, переходящих из поколения в поколение – языковых, бытовых, трудовых, творческих, общественных, оздоровительных. В частности, общественные воспитательные традиции и те, которые переходят из поколения в поколение, являются компонентами нравственного воспитания, языковые – умственного и нравственного, бытовые, трудовые –трудового, художественные – эстетического, оздоровительные – физического воспитания, которые неразрывно связаны с семейным.

Традиции умственного воспитания

Рассматривая содержание умственного воспитания, стоит обратиться к семейной педагогике. Неотъемлемым ее компонентом является именно целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности ребенка. В массовой практике семейного воспитания она включает ознакомление детей с окружающим миром, формированием их познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Поэтому главная задача умственного воспитания на первом году жизни ребенка сводится к заботе о нормальном развитии ощущений и восприятия ребенка – зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Замечание 3

Умственное воспитание – процесс длительный и сложный, он обеспечивается многими факторами. Ведущее место среди них занимает живое общение с умными людьми.

Ведущее место в умственном воспитании занимает сказка, которая широко открывает двери в окружающий мир, заставляя развивать мышление ребенка.

Главное назначение умственного развития семейная педагогика видит в том, чтобы развивать у детей интерес, любознательность ума и формировать на их основе познавательные интересы. Успешность умственного воспитания ребенка в семье зависит от широты интересов родителей, от их кругозора, привычки заниматься самообразованием.

Физическое и нравственное воспитание в семейных традициях

Семейная, как и народная педагогика ставит заботу о здоровье и физическом развитии детей на первое место. С этого по сути, и начинается воспитание ребенка в семье. Большое значение нормального физического развития связано с вполне реальными жизненными проблемами. В деятельности трудового человека всегда возникает немало таких проблем, для преодоления которых требуются немалые физические усилия. Сила и выносливость, стойкость и ловкость в народе высоко ценятся.

Эмпирическим путем семейная педагогика пришла к выводу, что удачное продвижение физического развития ребенка способствует выработке таких важных его черт, как настойчивость, решительность, честность, дисциплинированность, стремление к труду, уверенность в своих возможностях, оптимизм, коллективизм, способность к преодолению трудностей.

Известно, что физически закаленный человек редко болеет инфекционными болезнями, может стойко переносить холод и жару, погодные и жизненные невзгоды, выдерживать длительное физическую нагрузку. Физическая и умственная деятельность всегда находилась в тесной связи, в равной степени представляя позитивные характеристики личности. Повышение уровня физического развития улучшает умственную деятельность человека, работоспособность.

В семейно-оздоровительных традициях выделяют отдельно традиции игры, народной кулинарии, целесообразности одежды. В процессе игры у детей формируются навыки коллективизма, межличностного и группового общения, появляется вежливость, уступчивость, доброжелательность, воспитывается честность, ответственность, понимание истинной дружбы, благородство.

В правильно построенной игре у детей возникает желание радоваться, помогать, поддерживать. Традиции народной кулинарии отражают стремление развить физические качества членов семьи, традиции одежды – сохранить их здоровье.

В семейной и народной педагогике отмечается: мораль – это система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей, одна из форм общественного сознания. Практика предусматривает формирование у каждого человека нравственных оценок с позиций справедливости, что следует из народного понимания: морален тот, кто целомудрен, благороден, честен, праведен. Сюда относятся и такие понятия, как человеческое достоинство, честь, человечность, коллективизм. В основу нравственности возложена любовь к родине, отношение человека к труду, к людям и к себе лично.

В семейной педагогике среди традиций нравственного воспитания выделяют воспитательные традиции культа рода, чести рода, родства, родословной, сохранение семейных реликвий, попечения родителей о детях, любви и уважения к родителям, семейной солидарности, этикета отношений между членами семьи и гостеприимства.

С образами отца и матери связано понятие:

  • добра,
  • правды,
  • справедливости.

Отец – защитник естественного состояния ребенка. Заслуга матери – в воспитании гуманных ценностей личности: милосердия, способности к состраданию, терпимости, благотворительности. Дедушка и бабушка должны передавать детям народные знания, верования, трудовой опыт.

Важную роль издавна в России играют традиции совместного обеда, символизирующие доверие, духовное единство.

Издавна в семье приучали к высокой культуре речи, логическому мышлению, корректности в высказываниях. Как стимулятор аналитико-синтетического мышления ребенка использовали и используют загадки, которые помогают познавать мир в его взаимосвязях, скороговорки, что творят ситуацию непринужденности, считалки.

Фольклор в семейной педагогике

В семейной педагогике отмечается, что семейно-художественные традиции (музыкальные, изобразительные, декоративно-прикладные, фольклорные), отражают эстетический колорит быта, хорошее поведение, умение самостоятельно изготавливать полезные предметы, формируют кодекс народной этики и эстетики, а тем самым способствуют воспитанию гармоничной и многогранной личности.

Фольклорные традиции в сконденсированной форме пословиц и поговорок, загадок, приветствий, песен отражают существенные стороны общественных и семейных взаимоотношений человека. Очень хорошо, когда семья принимает участие в фольклорном обряде, уважает декоративно-прикладные традиции.

Кроме того, воспитательная сила труда настолько велика, что ее трудно переоценить. Народные традиции семейного воспитания отражают страстное стремление родителей к тому, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень трудовой подготовки детей, пробудить в молодежи, как психологически, так и морально постоянную тягу к труду, причем такую сильную чтобы воспитанник стеснялся бить баклуши, возмутительно относился к лентяям, в условиях бездействия чувствовал себя ненормально и даже в воображении не предполагал себе того, что можно жить не работая.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :