Методы семейной педагогики


Методы семейной педагогики

Методические основы семейной педагогики

Воспитание детей в семье является сложным и противоречивым процессом, на который влияют различные факторы: материально-экономическая обеспеченность, социальное положение и уровень образования родителей, место проживания (город, село), обычаи и традиции в семье, количество членов семьи, отношение к детям и тому подобное.

Решение этих задач, как свидетельствуют результаты анализа научных трудов, возможно при условии реализации проявления следующих методических основ семейной педагогики:

  1. гуманности и милосердия к ребенку;
  2. открытости и доверительности отношений с детьми;
  3. привлечения детей к жизнедеятельности семьи как ее полноправных участников;
  4. оптимистичности взаимоотношений в семье;
  5. последовательности в своих требованиях (не требовать невозможного), оказании посильной помощи ребенку, готовности отвечать на его вопросы;
  6. запрет на физические наказания.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от создания в ней нужных условий. Социальные трансформации последних десятилетий привели к обеднению значительной части семей, увеличению рабочей занятости ее взрослых членов, ограничения материальных возможностей многих семей. Следствием этого является тревожная атмосфера в доме, рост конфликтности во взаимоотношениях, проявления жестокости по отношению к детям. Постоянное напряжение в таких семьях приводит к неврозам и другим болезням детей. Частые наказания, окрики со стороны родителей заставляют ребенка думать, что его не любят, что он никому не нужен. Это создает эмоциональный дискомфорт в душе ребенка.

Методы организации семейной деятельности

Замечание 1

Основное условие и способ достижения семейного воспитания благополучия это прочный фундамент семьи, основанный на авторитете родителей, супружеской верности, любви к детям и преданности долгу их воспитания, материнском призвании женщины, подъеме роли родителей в создании и защите домашнего очага, обеспечении на их примере моральной подготовки молодежи к семейной жизни.

Успех семейного воспитания в значительной степени зависит от организации домашнего быта, традиций семейной жизни: порядка в семейном хозяйстве, привлечения детей в бюджет семьи, общего режима дня, определения для каждого рабочего места, соблюдения определенных семейных правил (каждая вещь имеет свое место, пришел с прогулки – вымой руки и т.д.)

Важным методом семейного воспитания является совместная трудовая деятельность родителей и детей. Например, каждый год накануне какого-то праздника (Пасха, День рождения кого-то из семьи) может стать семейной традицией посадить дерево возле дома, или в микрорайоне. Совместная работа сплачивает семью, развивает чувство ответственности, самостоятельности, формирует активное гражданское отношение к окружающей природной среде. Воспитательное воздействие таких мероприятий сильнее, чем словесные наставления.

Дети должны иметь и конкретные повседневные обязанности в семье (ухаживать за комнатными растениями, за домашними животными, за порядком в своей комнате и на книжных полках и т.п.). Главное, чтобы ребенок делал это не принудительно, а был мотивирован желанием приложить свое доброе дело в семейную копилку. Семейные тяготы, ограниченность родителей во времени для общения с детьми приводят к разрыву внутрисемейных связей, ограничивают возможность родителей и детей вместе проводить досуг и отдых.

Методы семейного досуга

Замечание 2

Еще одним методом семейного воспитания является грамотное использование свободного времени. Важной составляющей семейной жизни является досуг (свободное время). В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; обучение, самообразование; культурное (духовное) потребление; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми.

К видам досуговых занятий ученые относят:

  1. индивидуальное использование продуктов культуры (чтение газет, журналов, книг, прослушивания радио, просмотр телепередач);
  2. публично-зрелищное использование продуктов культуры (посещение театров, кино, концертов, музеев, учреждений культуры);
  3. общение (с друзьями, родственниками, близкими, соседями);
  4. спорт и физические занятия (занятия отдельными видами спорта, утренняя и вечерняя гимнастика);
  5. занятия развлечения и игры, которые снимают умственное и физическое напряжение, способствуют развитию личности, ее духовному обогащению, созданию хорошего настроения (кружки и клубы по интересам, дискотеки, вечера отдыха, туристические походы и поездки);
  6. пассивный отдых (прогулки без определенной цели, спокойствие, изменение напряженности уравновешенностью и т.д.).

В семейном кругу важно уделять время самообразованию, чтобы ребенок чувствовал себя важнее для родителей, чем их работа, чтобы налаживалась эмоциональная связь родителей и детей. Вряд ли ребенку понравится торжественный семейный обед. Но если его провести в саду у дома или в гараже, с использованием соответствующих декораций, или пригласить друзей ребенка, такой обед несомненно запомнится.

Конечно, важнейшим методом семейного воспитания является активный здоровый отдых, в частности семейная рыбалка, охота, турпоходы, туризм и тому подобное. Такое проведения свободного времени способствует укреплению семейных отношений, поскольку позволяет родителям и детям эмоционально пережить какое-то приключение, полюбоваться природной красотой и культурной эстетикой, обогатиться жизненно необходимыми навыками, пообщаться с интересными людьми.

К здоровому отдыху можно отнести семейную игру, которая является эффективным средством социализации детей и развития супружеских отношений. В то же время, игра воспитывает у детей ответственное отношение к определенным вещам, например, своему здоровью; культивирует понимание долга помогать в будущем своим пожилым родителям и родственникам; развивает у детей самостоятельность, умение принять решение, отстоять собственную позицию; развивает доверие среди членов семьи.

Именно творческие игры являются отражением впечатлений от познания окружающего мира. Причем привлекать детей к семейным играм нужно с самого ранних лет жизни. Так, римские католики руководствовались правилом – приводите ребенка в церковь пока ему не исполнилось семь лет. И на это есть причина: первые семь лет жизни (особенно первые три года) действительно являются решающими в формировании личности ребенка.

Кроме того, важно знать круг товарищей своего ребенка, принципы его неформального общения, исповедуемые им идеалы, приоритетные жизненные ориентиры.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :