Воспитание детей в семье является сложным и противоречивым процессом, на который влияют различные факторы: материально-экономическая обеспеченность, социальное положение и уровень образования родителей, место проживания (город, село), обычаи и традиции в семье, количество членов семьи, отношение к детям и тому подобное.
Решение этих задач, как свидетельствуют результаты анализа научных трудов, возможно при условии реализации проявления следующих методических основ семейной педагогики:
Эффективность воспитания детей в семье зависит от создания в ней нужных условий. Социальные трансформации последних десятилетий привели к обеднению значительной части семей, увеличению рабочей занятости ее взрослых членов, ограничения материальных возможностей многих семей. Следствием этого является тревожная атмосфера в доме, рост конфликтности во взаимоотношениях, проявления жестокости по отношению к детям. Постоянное напряжение в таких семьях приводит к неврозам и другим болезням детей. Частые наказания, окрики со стороны родителей заставляют ребенка думать, что его не любят, что он никому не нужен. Это создает эмоциональный дискомфорт в душе ребенка.
Основное условие и способ достижения семейного воспитания благополучия это прочный фундамент семьи, основанный на авторитете родителей, супружеской верности, любви к детям и преданности долгу их воспитания, материнском призвании женщины, подъеме роли родителей в создании и защите домашнего очага, обеспечении на их примере моральной подготовки молодежи к семейной жизни.
Успех семейного воспитания в значительной степени зависит от организации домашнего быта, традиций семейной жизни: порядка в семейном хозяйстве, привлечения детей в бюджет семьи, общего режима дня, определения для каждого рабочего места, соблюдения определенных семейных правил (каждая вещь имеет свое место, пришел с прогулки – вымой руки и т.д.)
Важным методом семейного воспитания является совместная трудовая деятельность родителей и детей. Например, каждый год накануне какого-то праздника (Пасха, День рождения кого-то из семьи) может стать семейной традицией посадить дерево возле дома, или в микрорайоне. Совместная работа сплачивает семью, развивает чувство ответственности, самостоятельности, формирует активное гражданское отношение к окружающей природной среде. Воспитательное воздействие таких мероприятий сильнее, чем словесные наставления.
Дети должны иметь и конкретные повседневные обязанности в семье (ухаживать за комнатными растениями, за домашними животными, за порядком в своей комнате и на книжных полках и т.п.). Главное, чтобы ребенок делал это не принудительно, а был мотивирован желанием приложить свое доброе дело в семейную копилку. Семейные тяготы, ограниченность родителей во времени для общения с детьми приводят к разрыву внутрисемейных связей, ограничивают возможность родителей и детей вместе проводить досуг и отдых.
Еще одним методом семейного воспитания является грамотное использование свободного времени. Важной составляющей семейной жизни является досуг (свободное время). В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; обучение, самообразование; культурное (духовное) потребление; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми.
К видам досуговых занятий ученые относят:
В семейном кругу важно уделять время самообразованию, чтобы ребенок чувствовал себя важнее для родителей, чем их работа, чтобы налаживалась эмоциональная связь родителей и детей. Вряд ли ребенку понравится торжественный семейный обед. Но если его провести в саду у дома или в гараже, с использованием соответствующих декораций, или пригласить друзей ребенка, такой обед несомненно запомнится.
Конечно, важнейшим методом семейного воспитания является активный здоровый отдых, в частности семейная рыбалка, охота, турпоходы, туризм и тому подобное. Такое проведения свободного времени способствует укреплению семейных отношений, поскольку позволяет родителям и детям эмоционально пережить какое-то приключение, полюбоваться природной красотой и культурной эстетикой, обогатиться жизненно необходимыми навыками, пообщаться с интересными людьми.
К здоровому отдыху можно отнести семейную игру, которая является эффективным средством социализации детей и развития супружеских отношений. В то же время, игра воспитывает у детей ответственное отношение к определенным вещам, например, своему здоровью; культивирует понимание долга помогать в будущем своим пожилым родителям и родственникам; развивает у детей самостоятельность, умение принять решение, отстоять собственную позицию; развивает доверие среди членов семьи.
Именно творческие игры являются отражением впечатлений от познания окружающего мира. Причем привлекать детей к семейным играм нужно с самого ранних лет жизни. Так, римские католики руководствовались правилом – приводите ребенка в церковь пока ему не исполнилось семь лет. И на это есть причина: первые семь лет жизни (особенно первые три года) действительно являются решающими в формировании личности ребенка.
Кроме того, важно знать круг товарищей своего ребенка, принципы его неформального общения, исповедуемые им идеалы, приоритетные жизненные ориентиры.