Выделяются следующие задачи семьи:
Перечисленные задачи так тесно взаимозависят, что ни одну из них нельзя признать основной.
Условием полноценного семейного воспитания детей является должное внимание родителей к умственному, эстетическому, нравственному, физическому, а также трудовому их развитию. Обеспечивая развитие мыслительных операций детей, заботясь об их здоровье (нравственном и физическом), вдохновляя к созданию прекрасного, приучая любить и уважать труд, родители способствуют полноценному, всестороннему развитию личности.
Задачи основных составных частей воспитания, а также методические способы реализации этих задач в условиях семьи, на основе современных научных знаний, а также исконных народных воспитательных традиций, следующие.
К перечисленным задачам можно добавить еще одну – хозяйственно-бытовую. Эта функция связана с обеспечением семьи, ее отдельных членов необходимыми для полноценной жизни и отдыха дома условиями, прежде всего питанием, материальными потребностями и созданием бытового комфорта. Также можно выделить функцию первичной социализации ребенка.
Современная семья отличается от той, какой она была 40, 30, 20 лет назад и даже от семьи начала и середины 90-х годов. Она стала более независимой и самостоятельной в выполнении своих функций, более замкнутой для непосредственного педагогического воздействия, более открытой для интеграции в нее других культур. Вместе с тем она стала более агрессивной по отношению к другим членам и структур общества и содержания своей жизнедеятельности. В основе этих изменений лежат глубокие социальные преобразования, образ жизни и общий уровень культуры.
К основным условиям выполнения задач воспитания ребенка в семье исследователи относят (обобщенно):
Обеспечивая эти условия, родители улучшают свою воспитательную роль, обеспечивают ребенку полноценное развитие.
А. С. Макаренко главным условием успешного семейного воспитания считал любовь к ребенку и родительский авторитет. С. Ф. Русова – ласку матери и духовную культуру семьи, основанной на гармоничном сочетании народного, национального, фольклорного его аспектов с общекультурным. В.А. Сухомлинский к условиям успешного семейного воспитания относил:
Л. Ф. Лесгафт считал, что главными условиями нормального развития ребенка являются:
Рисунок 1. Л. Ф. Лесгафт
И. В. Гребенников к условиям относит: структуру семьи, образование родителей и их педагогическую подготовленность, умение содержательно проводить досуг, умение анализировать свою воспитательную деятельность. Ученые-исследователи акцентируют внимание на таких условиях, как: эмоциональный контакт между членами семьи, необходимость учета их эмоциональных состояний.
Гарантом обеспечения положительных эмоций в семейном общении может быть соблюдение принципов общежития, основанные на глубоком уважении к старшим, к истории своего рода и народа, вежливости в отношениях; на любви к родной земле, к природе; на моральных ценностях; на трудолюбии и систематической подготовке детей как заботливых хозяев к самостоятельной жизни. Неисчерпаемым источником создания таких отношений является народная педагогика, которая предусматривает создание условий для развития нравственной самооценки и отражает отношение к себе как к субъекту гуманных, доброжелательных отношений с окружающими.
Однако исследователи констатируют, что сегодня в нашем обществе существует множество задач , требующих неотложного решения: проблема обеспечения семей жильем, проблема низкой рождаемости и высокой смертности детей; проблема непрерывного увеличения сиротства и детской беспризорности; проблема потери традиции многодетной семьи, проблема тенденции к повышению доли внебрачных детей, проблема интеллектуального и нравственного потенциала народа, обусловленный снижением жизненного уровня многих семей в России , вследствие безработицы и др. причин, проблема снижения родительской культуры и тому подобное.