Задачи семейной педагогики


Задачи семейной педагогики

Задачи семейного воспитания

Выделяются следующие задачи семьи:

  1. экономическую, направленную в основном на обеспечение материальных, хозяйственно-бытовых нужд;
  2. регулятивную, которая заключается в регулировании отношений между членами семьи на основе моральных норм через первичный социальный контроль, реализацию личного авторитета и власти;
  3. репродуктивную, направленная на рождение детей и продолжения человеческого рода;
  4. сексуальную – предусматривает реализацию сексуальных отношений супругов, достижения ими сексуального удовлетворения;
  5. воспитательную – реализуется в 3-х аспектах – первичная социализация ребенка, постоянное воздействие родителей на их детей, а также систематическое воспитательное воздействие семейной группы на каждого своего члена;
  6. коммуникативную – удовлетворяет потребности членов семьи в общении и взаимодействии друг с другом и социумом, во многом определяя характер восприятия полученного;
  7. рекреативную – предусматривает организацию досуга и отдыха;
  8. психотерапевтическую – реализуется в двух аспектах – «поглаживания» (ласка и внимание друг к другу) и «резонирования» (понимание и помощь друг другу в оценке позиции по важным проблемам, поддержка другого в его самореализации и личной развития).

Перечисленные задачи так тесно взаимозависят, что ни одну из них нельзя признать основной.

Замечание 1

Условием полноценного семейного воспитания детей является должное внимание родителей к умственному, эстетическому, нравственному, физическому, а также трудовому их развитию. Обеспечивая развитие мыслительных операций детей, заботясь об их здоровье (нравственном и физическом), вдохновляя к созданию прекрасного, приучая любить и уважать труд, родители способствуют полноценному, всестороннему развитию личности.

Задачи отдельных направлений семейной педагогики

Задачи основных составных частей воспитания, а также методические способы реализации этих задач в условиях семьи, на основе современных научных знаний, а также исконных народных воспитательных традиций, следующие.

  1. Умственное воспитание решает следующие задачи: реализация усвоения знаний; формирование умений, навыков; развитие творческих способностей;формирование научного мировоззрения; подготовка к самообразованию.
  2. Задачи физического воспитания: содействие правильному физическому развитию ребенка, укреплению его здоровья; развитие основных двигательных качеств (ловкости, скорости и т.д.); подготовка к физическому труду; формирование навыков гигиены, организация здорового образа жизни.
  3. Задача нравственного воспитания: воспитание у ребенка нравственного сознания; воспитание нравственных чувств и убеждений; воспитание привычек нравственного поведения, приобретения опыта нравственных отношений.
  4. Задача эстетического воспитания: развитие эстетических чувств; воспитание иммунитета чувства к безобразного; развитие эстетических способностей;
  5. Задача трудового воспитания: формирование положительного и творческого отношения к труду; выработка высоких нравственных качеств: трудолюбия, ответственности и т.д.; формирование общих трудовых умений и навыков.

К перечисленным задачам можно добавить еще одну – хозяйственно-бытовую. Эта функция связана с обеспечением семьи, ее отдельных членов необходимыми для полноценной жизни и отдыха дома условиями, прежде всего питанием, материальными потребностями и созданием бытового комфорта. Также можно выделить функцию первичной социализации ребенка.

Современная семья отличается от той, какой она была 40, 30, 20 лет назад и даже от семьи начала и середины 90-х годов. Она стала более независимой и самостоятельной в выполнении своих функций, более замкнутой для непосредственного педагогического воздействия, более открытой для интеграции в нее других культур. Вместе с тем она стала более агрессивной по отношению к другим членам и структур общества и содержания своей жизнедеятельности. В основе этих изменений лежат глубокие социальные преобразования, образ жизни и общий уровень культуры.

Условия выполнения задач семейного воспитания

К основным условиям выполнения задач воспитания ребенка в семье исследователи относят (обобщенно):

  • авторитет родителей;
  • личный пример родителей; готовность родителей к воспитанию ребенка;
  • взаимоотношения в семье;
  • знание цели воспитания;
  • правильная организация трудового семейного коллектива;
  • ежедневное целенаправленное внимание к играм и интересов ребенка;
  • строгое соблюдение режима;
  • здоровый быт;
  • жизнь по законам красоты.

Обеспечивая эти условия, родители улучшают свою воспитательную роль, обеспечивают ребенку полноценное развитие.

А. С. Макаренко главным условием успешного семейного воспитания считал любовь к ребенку и родительский авторитет. С. Ф. Русова – ласку матери и духовную культуру семьи, основанной на гармоничном сочетании народного, национального, фольклорного его аспектов с общекультурным. В.А. Сухомлинский к условиям успешного семейного воспитания относил:

  • общественную и моральную ответственность родителей за детей;
  • благоприятный семейный микроклимат;
  • совместную трудовую деятельность родителей и детей в семье;
  • разумную организацию жизни и быта;
  • любовь и большое уважение к Женщине-Матери.

Л. Ф. Лесгафт считал, что главными условиями нормального развития ребенка являются:

  • чистота – последовательность слова и дела в общении с ребенком;
  • отсутствие произвола в действиях родителей, воспитателей или обусловленность этих действий;
  • признание личности ребенка с отношением к нему как к Человеку;
  • полное признание за ребенком права личной неприкосновенности.

Л. Ф. Лесгафт

Рисунок 1. Л. Ф. Лесгафт

И. В. Гребенников к условиям относит: структуру семьи, образование родителей и их педагогическую подготовленность, умение содержательно проводить досуг, умение анализировать свою воспитательную деятельность. Ученые-исследователи акцентируют внимание на таких условиях, как: эмоциональный контакт между членами семьи, необходимость учета их эмоциональных состояний.

Гарантом обеспечения положительных эмоций в семейном общении может быть соблюдение принципов общежития, основанные на глубоком уважении к старшим, к истории своего рода и народа, вежливости в отношениях; на любви к родной земле, к природе; на моральных ценностях; на трудолюбии и систематической подготовке детей как заботливых хозяев к самостоятельной жизни. Неисчерпаемым источником создания таких отношений является народная педагогика, которая предусматривает создание условий для развития нравственной самооценки и отражает отношение к себе как к субъекту гуманных, доброжелательных отношений с окружающими.

Однако исследователи констатируют, что сегодня в нашем обществе существует множество задач , требующих неотложного решения: проблема обеспечения семей жильем, проблема низкой рождаемости и высокой смертности детей; проблема непрерывного увеличения сиротства и детской беспризорности; проблема потери традиции многодетной семьи, проблема тенденции к повышению доли внебрачных детей, проблема интеллектуального и нравственного потенциала народа, обусловленный снижением жизненного уровня многих семей в России , вследствие безработицы и др. причин, проблема снижения родительской культуры и тому подобное.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :