Разделы логопедии


Разделы логопедии

Предмет, объект и принципы логопедии

Определение 1

Логопедия представляет собой науку, занимающуюся изучением речевых нарушений, их причин и разработкой методов и технологий коррекции этих нарушений.

Как научное знание, логопедия занимается исследованием причин, механизмов, симптомов, прохождением и структурным построением речевых дефектов, а также разработкой новых, актуальных, современных коррекционных методов воздействия, направленных на борьбу с речевыми нарушениями.

Определение 2

Предметом исследования логопедии являются речевые нарушения и процесс обучения и воспитания лиц с дефектами речевого развития. Объектом научного исследования логопедии выступает человек, имеющий дефекты речевого развития.

В своих исследования, логопедия опирается на научные теории других наук, занимающихся изучением речевых отклонений. Логопедия исследует речевые нарушения с позиции предостережения и преодоления специальными способами и средствами обучения и воспитания. Логопедия является отраслью специальной педагогики, а потому опирается на ее основные концепции и направления.

Логопедия нацелена на создание системы обучения, которая будет иметь научное обоснование и способствовать коррекции и профилактике речевых нарушений. Логопедическая наука выделилась в отдельную отрасль специальной педагогике и представляет собой сложный и многогранный системный процесс, состоящий из отдельных взаимосвязанных элементов и имеющих общие принципы функционирования.

Структура логопедии представлена тремя уровнями:

  1. Дошкольная логопедия.
  2. Школьная логопедия.
  3. Взрослая логопедия.

Каждый уровень имеет определенные цели, задачи, принципы и методы организации коррекционной работы.

Являясь самостоятельным научным знанием, логопедия опирается на специфические принципы, присущие только этому разделу научного знания, но при этом, она является отраслью специальной педагогики, а потому базируется и на общедидактических принципах организации.

Основными принципами логопедии являются:

  • Принцип системности. Поскольку логопедия является системным научным знанием, то и речь она исследует с позиции системы, имеющей сложное строение и состоящей из множества взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Исследование речи, процесса ее развития и коррекции дефектов требует воздействия на все элементы и все стороны речевой функциональной системы. Чтобы сделать верное логопедическое заключение требуется проведение анализа речевых и неречевых симптомов, данные медицинского, психологического и логопедического осмотра, проведение сопоставления степени развития речи и познавательных процессов и определение специфики сенсомоторного развития;
  • Принцип комплексности. Поскольку речевые нарушения могут сопутствовать другому основному дефекту, то требуется применение комплексного подхода к коррекции речевых нарушений;
  • Принцип развития. В процессе логопедической терапии нужно выделять те задачи и стадии, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
  • Принцип взаимосвязи. Предполагает исследование речевых нарушений в тесной взаимосвязи и зависимости от психических особенностей личностного развития;
  • Принцип применения деятельностного подхода. Изучение речевых нарушений и разработка методик коррекции проводится с учетом потребностей и основных направлений деятельности ребенка;
  • Онтогенетический принцип. Методика и технология логопедической коррекции разрабатывается на основе последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе;
  • Принцип обходного пути. Предполагает развитие новой системы, которая будет функционировать в замен старой;
  • Этиопатогенетический принцип. При построении логопедической методики в учет берутся механизмы и этиология;
  • Общедидактические принципы наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода.

Дошкольный раздел логопедии и направления его работы

Дошкольная логопедия получила широкое распространение и практическое применение. Она занимается исследованием речевых дисфункций у детей раннего возраста и корректировкой, имеющихся речевых нарушений.

Основными задачами дошкольной логопедии являются:

  • Усвоение основных языковых средств и применение их на практике;
  • Развитие правильного произношения;
  • Подготовительная работа к последующему грамматическому обучению, освоение элементарных грамматических навыков;
  • Формирование навыков связанной речи;
  • Профилактические мероприятия и работа с родителями в целях недопущения возникновения речевых дисфункций.

Чтобы поставленные задачи были достигнуты требуется реализовать следующие направления логопедической работы:

  • Коррекционно-развивающая работа. Проведение логопедических упражнений, направленных на устранение речевых нарушений. Проводятся диагностические исследования, на основании которых определяются основные проблемы и направления деятельности, создаются оптимальные условия для проведения логопедической терапии;
  • Работа с родителями. Основана на ознакомлении родителей с коррекционной гимнастикой и призыв к проведению профилактической терапии в домашних условиях;
  • Работа с воспитателями и педагогами. Ознакомление педагогического коллектива с правилами логопедической работы, повышение их квалификационного уровня, дополнительное обучения, подготовка и переподготовка кадров;
  • Самообразование. Повышение квалификационного уровня и профессиональной подготовки на основе самостоятельного изучения новых тенденций логопедической науки.

Дошкольная педагогика занимается исследованием различных видов речевых нарушений, обусловленных врожденными дефектами и сторонними внешними факторами. Коррекционно-развивающая гимнастика разрабатывается исходя из видов речевых нарушений и с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика включает в себя коррекционные занятия, направленные на исправление устной речи.

Школьный раздел логопедии

Школьная логопедия занимается изучением влияния речевых нарушений на усвоения русского языка и разрабатывает коррекционные методы воздействия, ориентированные на преодоление проблем в изучении и устранение речевых дисфункций. Школьная логопедия занимается коррекцией не только устной речи, но и письменной. Иными словами происходит коррекция логопедических ошибок чтения и письма. Первоначально производится диагностика обучающихся и формируются группы, по видам нарушений, а затем происходит групповая работа по устранению речевых дефектов.

Основными направлениями школьной логопедии являются:

Предупреждение и профилактика устных и письменных речевых дефектов; Развитие основных психических процессов; Работа с артикуляционным и фонетическим аппаратом; Развитие фонематического слуха и восприятия; Разделение звуков и букв в письменной речи; Установление связи между звуком и буквой; Формирование и расширение словарного запаса; Грамматическая работа; Развитие навыков связной устной и письменной речи; * Доведение навыков чтения и письма до автоматизма.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :