Развитие семейной педагогики


Развитие семейной педагогики

Предпосылки появления семейной педагогики

Интенсивное развитие наук в области познания человека способствовало тому, что фокус внимания педагогов направляется в сторону изучения личности ребенка как целостной развивающейся системы с учетом его природных задатков, дарований, интересов, потребностей и устремлений.

Отмечая огромный потенциальный ресурс семьи в воспитательном процессе и одновременно распространенные наблюдаемые ошибки, педагогическая теория предоставила и продолжает предоставлять практике воспитания научно обоснованные методы, приемы, содержание и формы воспитания детей в семье, которые получили отражение в отдельном направлении – семейной педагогики ( СП).

Начало изучения семейных отношений как научной теории относят к концу XIX – началу ХХ в., но предпосылки создания науки в виде первых идей семейного воспитания, правил и норм поведения складывались с давнего времени в рамках народной педагогики и религиозного воспитания.

Cемейная педагогика как наука

Определение 1

СП – одно из направлений педагогики, изучающее состояние, закономерности семейного воспитания, пути повышения потенциальных возможностей семьи в воспитании личности ребенка

Успеха в воспитании можно ожидать только в том случае, когда есть ясное представление о поставленных целях и задачах.

Цель СП - способствовать осознанному представлению родителей о процессе воспитания во всей его полноте – от постановки задач до способов воплощения и принятию педагогически верных решений в ситуациях семейного воспитания.

В круг задач СП входят:

  • разработка теоретических положений о семейном воспитании;
  • изучение истории и многовекового опыта;
  • исследование путей повышения семейного ресурса в воспитании личности
  • внедрение достижений науки в практику семейного воспитания;
  • выявление путей повышения педагогической грамотности родителей и способов оптимального взаимодействия родителей с профессиональными педагогами.

Семья как первостепенный фактор формирования личности

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Являясь для ребенка наиболее продолжительной средой обитания и одновременно первым воспитательным институтом, семья играет первостепенное значение в формировании его личности. Воспитательный потенциал семьи огромен, при этом может иметь как положительный, так и негативный характер.

Замечание 1

Семья способна развить целостную гармоничную личность, а может разрушить личность ребенка, может привить здоровые представления о жизни, а может и исказить мироощущение и мировоззрение, может сформировать устойчивую психику, но может подорвать ее.

Ощущение человеком своего благополучия в семье проецируется на другие сферы жизни и взаимоотношений. И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Именно в семье закладываются основы нравственности, раскрываются индивидуальные стороны личности, с детства прививаются нормы поведения. Включение ребенка с детского возраста в систему семейных отношений является наиболее оптимальным способом его постепенного приобщения к социальной жизни и расширения жизненного опыта. В семье ребенок усваивает первичные представления о социальных ролях, супружеских, родительских функциях, человеческой культуре, навыках индивидуальной и коллективной работы, то есть, все то, что необходимо для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Существенное влияние семья оказывает на самоопределение и выбор будущей профессии.

Компоненты воспитательного потенциала семьи

Среди факторов, наиболее значимо влияющих на воспитательный потенциал семьи в качественном отношении, СП выделяет следующие:

  • социально-культурный – уровень образования и культуры, профессиональная активность, жизненный опыт, взгляды взрослых членов семьи, наличие традиций и обычаев, характер организации семейного досуга и пр.
  • социально-экономический – имущественные и материальные характеристики, профессиональный и социальный статус
  • социально-психологический – длительность и характер отношений, психологический микроклимат, возможности для коллективной и индивидуальной деятельности
  • демографический – тип, структура семьи, ее состав,
  • технико-гигиенический - место и среда обитания, особенности образа жизни семьи

С выделением этих факторов связана выработка педагогически рациональной социальной тактики и стратегии, направленной на активизацию процесса формирования личности в семье, однако необходимо учесть, что отдельно ни один из факторов непосредственно не может гарантировать успешное или неуспешное воспитание, их следует рассматривать только в совокупности и в контексте конкретных специфических условий действия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :