Традиционной целью коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, предупреждение, преодоление, ослабление, замещение или исправление нарушений в поведении или развитии детей и подростков с помощью средств образования. Данные недостатки являются временными, поэтому поддаются коррекции.
В условиях современного инклюзивного образования цель коррекционной педагогики стала совпадать с целями нового общеобразовательного стандарта. А именно: каждый ребёнок нашей страны имеет право получать образование наравне с детьми, у которых нет нарушений.
Таким образом, в современной коррекционной педагогике целью является развитие и обучение детей с ОВЗ в рамках деятельностного подхода с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с уровнем и возможностями таких детей в массовой школе.
Безусловно, поставленная цель порождает множество проблем:
Распространенной трудностью коррекционной педагогики является размытость границы нормы и патологии, когда аномалия выражена неявно, или связана с необходимостью коррекции познавательных возможностей, домашнего или семейного воспитания, а не специального лечения. В этой ситуации первичной целью коррекционной педагогики становится точная диагностика, чтобы помочь ребёнку.
Вотличие от специальной педагогики коррекционная педагогика выявляет неявно выраженные нарушения в развитии личности (психофизиологические – в речевом, интеллектуальном, двигательном, сенсорном развитии или поведенческие, связанные с дезадаптацией).
Поэтому базовой целью коррекционной педагогики – помочь ребёнку преодолеть трудности в особенностях своей личности и успешно адаптироваться в обществе в соответствии с принятыми в нем нормами.
Этот процесс проходит в 4 этапа педагогическими средствами: коррекция нарушения, компенсация или восполнение недостающих функций за счёт ранее не использованных ресурсов организма, адаптация в социуме, как правило, школьном, абилитация для детей младенческого и раннего возраста, реабилитация или включение ребёнка в общение с окружающими его людьми.
Данные цели конкретизируются в соответствии с психофизическим нарушением и подразделом коррекционной педагогики: сурдопедагогики (нарушения слуха), тифлопедагогики (нарушения зрения), олигофренопедагогики (нарушения в интеллектуальном развитии), логопедии (нарушения речи).
Для лиц с нарушением зрения – помощь в овладении специальными навыками чтения и письма, ориентировки в пространстве, с нарушением слуха - помощь в овладении навыками восприятия устной речи по губам. Для специальной реабилитации личности – помощь в осознании чувства собственного достоинства, преодолении ощущения своей малоценности, навыкам социального поведения и т.п.
Таким образом, конечной целью коррекционной педагогики является обретение максимальной самостоятельности человека с ограниченными возможностями и высокого качества независимой жизни для самореализации в современном обществе. В соответствии с выше сказанным рассмотрим исходящие из этих целей задачи.
Рассмотрим задачи, которые решает коррекционная педагогика:
Кроме того в задачи коррекционной педагогики входит чёткое определение предмета, объекта изучения и понятийно-категориального аппарата, так как среди современных учёных нет четкого понимания объекта изучения: или это контингент детей с ОВЗ и нарушениями поведения, или инклюзивное образование выделилось из предмета коррекционной педагогики в общую педагогику с элементами коррекционной, где приоритетной целью становится полноправное максимально самостоятельное существование в социуме наравне с людьми без ограничений.
Или поведенческие нарушения у детей и подростков оказываются за пределами коррекционной педагогики, в связи с акцентированием внимания на детях с ограниченными способностями, которые получили наименование «дети с особыми образовательными потребностями».
Инклюзивное образование отличается от коррекционного более узким подходом к нарушениям детей (это только психофизиологические отклонения). Такие дети, даже с тяжелыми нарушениями, имеют право обучаться в массовой школе при выборе обучения в общеобразовательной школе, формы домашнего обучения с посещением учителей или дистанционно. Тем не менее вопрос об инклюзивном образовании и коррекционной педагогики ещё предстоит детально изучить.
Таким образом, цели и задачи коррекционной педагогики обусловлены современной ситуацией в обществе, обладающим большим процентом детей с отклонениями в соотношении со здоровыми в пропорции один к двум.