Цели и задачи коррекционной педагогики


Цели и задачи коррекционной педагогики

Цели коррекционной педагогики

Традиционной целью коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, предупреждение, преодоление, ослабление, замещение или исправление нарушений в поведении или развитии детей и подростков с помощью средств образования. Данные недостатки являются временными, поэтому поддаются коррекции.

Замечание 1

В условиях современного инклюзивного образования цель коррекционной педагогики стала совпадать с целями нового общеобразовательного стандарта. А именно: каждый ребёнок нашей страны имеет право получать образование наравне с детьми, у которых нет нарушений.

Таким образом, в современной коррекционной педагогике целью является развитие и обучение детей с ОВЗ в рамках деятельностного подхода с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с уровнем и возможностями таких детей в массовой школе.

Безусловно, поставленная цель порождает множество проблем:

  1. кадровых, когда появляется необходимость переучивания педагогов общеобразовательных школ,
  2. проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ,
  3. оснащения современных школ необходимым оборудованием.

Распространенной трудностью коррекционной педагогики является размытость границы нормы и патологии, когда аномалия выражена неявно, или связана с необходимостью коррекции познавательных возможностей, домашнего или семейного воспитания, а не специального лечения. В этой ситуации первичной целью коррекционной педагогики становится точная диагностика, чтобы помочь ребёнку.

Вотличие от специальной педагогики коррекционная педагогика выявляет неявно выраженные нарушения в развитии личности (психофизиологические – в речевом, интеллектуальном, двигательном, сенсорном развитии или поведенческие, связанные с дезадаптацией).

Поэтому базовой целью коррекционной педагогики – помочь ребёнку преодолеть трудности в особенностях своей личности и успешно адаптироваться в обществе в соответствии с принятыми в нем нормами.

Этот процесс проходит в 4 этапа педагогическими средствами: коррекция нарушения, компенсация или восполнение недостающих функций за счёт ранее не использованных ресурсов организма, адаптация в социуме, как правило, школьном, абилитация для детей младенческого и раннего возраста, реабилитация или включение ребёнка в общение с окружающими его людьми.

Данные цели конкретизируются в соответствии с психофизическим нарушением и подразделом коррекционной педагогики: сурдопедагогики (нарушения слуха), тифлопедагогики (нарушения зрения), олигофренопедагогики (нарушения в интеллектуальном развитии), логопедии (нарушения речи).

Пример 1

Для лиц с нарушением зрения – помощь в овладении специальными навыками чтения и письма, ориентировки в пространстве, с нарушением слуха - помощь в овладении навыками восприятия устной речи по губам. Для специальной реабилитации личности – помощь в осознании чувства собственного достоинства, преодолении ощущения своей малоценности, навыкам социального поведения и т.п.

Таким образом, конечной целью коррекционной педагогики является обретение максимальной самостоятельности человека с ограниченными возможностями и высокого качества независимой жизни для самореализации в современном обществе. В соответствии с выше сказанным рассмотрим исходящие из этих целей задачи.

Задачи коррекционной педагогики

Рассмотрим задачи, которые решает коррекционная педагогика:

  • определение неявно выраженного недостатка, причины и условия его появления.
  • для успешной коррекции необходимо изучение истории развития нарушений у детей и подростков, передового педагогического опыта.
  • выявление педагогических закономерностей развития детей, имеющих ограничения.
  • выявление тенденций в науке, касающихся профилактики возникновения нарушений, научное обоснование содержания обучения.
  • определение коррекционных и компенсационных возможностей для выявленного структурного нарушения у конкретного ребёнка.
  • в науке необходимо разработать технологии по обучению, воспитанию, коррекции и или устранению недостатков у детей с выявленными нарушениями, определить методы, приёмы, средства, формы обучения.
  • определение оснований для создания классификаций лиц с отклонениями в развитии.
  • для решения проблем детей с нарушениями необходимо исследование общего и специального образования.
  • выявление основы существования классов общей и компенсирующей направленности в общеобразовательной школе.
  • создание учебно-методической базы для педагогов коррекционного обучения с возможностью использовать её для работы с детьми как с психофизическими недостатками, так и поведенческими расстройствами, а именно разработка коррекционных, реабилитационных, компенсирующих программы и их реализация.
  • и, наконец, определение целей и задач для образовательных учреждений, в которых обучаются дети с выявленными недостатками в развитии и поведении.
Замечание 2

Кроме того в задачи коррекционной педагогики входит чёткое определение предмета, объекта изучения и понятийно-категориального аппарата, так как среди современных учёных нет четкого понимания объекта изучения: или это контингент детей с ОВЗ и нарушениями поведения, или инклюзивное образование выделилось из предмета коррекционной педагогики в общую педагогику с элементами коррекционной, где приоритетной целью становится полноправное максимально самостоятельное существование в социуме наравне с людьми без ограничений.

Или поведенческие нарушения у детей и подростков оказываются за пределами коррекционной педагогики, в связи с акцентированием внимания на детях с ограниченными способностями, которые получили наименование «дети с особыми образовательными потребностями».

Инклюзивное образование отличается от коррекционного более узким подходом к нарушениям детей (это только психофизиологические отклонения). Такие дети, даже с тяжелыми нарушениями, имеют право обучаться в массовой школе при выборе обучения в общеобразовательной школе, формы домашнего обучения с посещением учителей или дистанционно. Тем не менее вопрос об инклюзивном образовании и коррекционной педагогики ещё предстоит детально изучить.

Таким образом, цели и задачи коррекционной педагогики обусловлены современной ситуацией в обществе, обладающим большим процентом детей с отклонениями в соотношении со здоровыми в пропорции один к двум.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :