Коррекционная педагогика как наука оформилась в 80-х годах ХХ века. Специфика этой отрасли педагогики определилась в до- и послереволюционный период. Зачастую в России использовались западные принципы, которые не соответствовали социокультурной среде.
Проблемами детей с трудностями в поведении начали заниматься ещё в XVIII веке. На западе сложилось две точки зрения на проблемы детей в поведении: детей невозможно исправить, вследствие биологических, наследственных и социальных факторов можно только наблюдать и изучать; можно корректировать только в лечебных условиях. Поэтому создавались специальные дома и исправительные учреждения.
В этот же период разрабатываются диагностики и методы исправления проблемного поведения детей и подростков.
В начале ХХ века в России стали создаваться учебные заведения для подготовки людей к работе с такими детьми: Педагогический и Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и Педагогическая академия в Москве. Появляются педагогические газеты, журналы, вестники.
В начале ХХ века появилась классификация проблем детей разного возраста: дети с трудностями в поведении, дети со слабым здоровьем и дети с психическими проблемами.
В России основоположником дефектологии считается В.П. Кащенко, а также создателем лечебной педагогики.
Он предложил пути решения проблем таких детей:
В. П. Кащенко считал исключительность ребёнка (физическую, психическую, социальную, в характере) только социальной сущностью, на которую можно воздействовать только с помощью педагогических методов.
Благодаря ему в этот же период создаются учебные заведения для таких детей – вспомогательные школы или вспомогательные классы.
А. С. Макаренко является основателем предупреждающей педагогики, благодаря открытию законов детского коллектива.
Н. И. Озерецкий установил, что дети с ЗПР обладают глубоким интеллектом.
К 30-м годам ХХ века пришло понимание о различии детей с двигательными и сенсорными нарушениями и поведенческими расстройствами. Вместе с тем ряд учёных увидели взаимозависимость нарушений в поведении и интеллектуальном развитии у детей и подростков.
В 30-е годы руководство страны официально объявило о ликвидации безнадзорности и беспризорности, поэтому активность исследований снизилась.
Лишь в 60-е годы изучение проблемных групп детей и подростков возобновилось в философии, педагогике, психологии, медицине, юриспруденции.
Возникает три направления исследований: дети с ЗПР, криминологическое и психолого-педагогическое, получившее наибольшее развитие, изучавшее причины и условия проблемного поведения детей.
В этот же период Л. С. Выготский сделал вклад в развитие логопедии для детей с нарушениями речи.
Была разработана классификация детей слабослышащих, слабовидящих, слепых и глухих. Разработано 16 типов специальных школ, детских садов и специальных учреждений общего и профессионального образования. Здесь применялись специфические средства обучения, особо организовывалась образовательная среда, расширение за пределы учреждения, необходимость взаимодействия специалистов разного профиля, индивидуализация обучения и воспитания.
В принципах обучения - постепенное усложнение инструкций, упрощение в переходе шага от одного уровня к другому.
В 80-е годы появился термин «коррекционная педагогика» вместо «дефектология».
Главная особенность - своевременное начало коррекции до 4 лет и ранее. Чрезмерное стремление довести детей до нормы отодвинуло на второй план развитие в социокультурной и личностно значимом направлениях.
Целью коррекционной педагогики являлась помощь детям, испытывающим проблемы адаптации в школьных и социальных условиях, что проявляется в нарушении развития, поведения. Для этого корректируется общеобразовательная и социальная среда.
Г. Ф. Кумарина понимает под «коррекционной педагогикой» диагностику, предупреждение и коррекцию педагогическими средствами различных нарушений в адаптации и обучении детей.
В 90-е годы коррекционная педагогика занимается психолого-коррекцией и педагогико-коррекцией детей и подростков с отклонением в поведении, оказанием помощи в формировании ЗУН, адаптации, развитии ослабленных и отстающих.
В 2000-е годы термины «специальная педагогика» и «коррекционная педагогика» рассматривались как синонимы. Предметом их изучения являются условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями в сфере слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ЗПР.
Её цель – помощь ребенку в продвижении к норме на каждом этапе развития, коррекция вторичных по своей природе нарушений, предупреждение негативных последствий в развитии личности и её жизненных компетенций.
Теперь возраст выявления аномалий - с момента рождения ребёнка, предупреждение нарушений и их коррекция.
Специальное образование в рамках новых направлений исследований направлено на:
Новое понятие в образовательной среде специальной педагогики – "ребенок с особыми образовательными потребностями» в рамках специального образования нового типа.
Современное образование базируется на принципе доступности и получения возможности полноценной реализации личности с ограничениями развития, в связи с гуманизацией общества. Это затрагивает сферу демографической политики и экономики, кроме собственно образования.
Для этого используются современные средства достижения науки и техники: в частности, на основе выявленной нейропластичности мозга составлена методика постепенного различения похожих звуков при дислексии с помощью компьютерной программы, предлагающей награду ребёнку за успешное различение звуков в виде забавного фрагмента мультфильма.
Инклюзивное образование выявило проблему нравственного характера: трудности принятия детей с ограниченными возможностями в класс или группы нормально развивающихся детей педагогами в коллективе.
Такой подход был вызван необходимостью активности каждого члена общества и готовность приносить социума пользу. В связи с этим подготовка педагогических кадров особо актуальна с духовно-нравственных позиций, когда педагог мотивирован работать в школе с любыми детьми, руководствуясь состраданием, терпимостью, заботой, умением создать психологический комфорт, имеет желание помочь и вызывает желание стремиться к изменениям, развитию у ребенка, быть образцом для подражания с этой точки зрения, а не только готовностью научить или получить заработок.
В 2016 году понятие коррекционной педагогики определяют как отрасль науки, изучающей причины, закономерности отклоняющегося поведения и пути их решения.
Причина возросшего интереса к этой отрасли является статистика: 5 % детей с нарушениями развития от всего детского населения, среди них: 30 % - психические нарушения, 20 % - неврология, 18 % - зрение, 17 % - слух. Это касается также детей с проблемами социализации. Коррекционная работа помогает адаптироваться в обществе и настроиться на дальнейшую активную жизнь в нем.
Таким образом, коррекционная педагогика с момента становления за два столетия претерпела изменения, в связи с гуманизацией общества и новым требованием к каждой личности активной жизненной позиции, что в вызывает определённые проблемы, требующие дальнейшего развития науки.