Становление и развитие коррекционной педагогики


Становление и развитие коррекционной педагогики

Замечание 1

Коррекционная педагогика как наука оформилась в 80-х годах ХХ века. Специфика этой отрасли педагогики определилась в до- и послереволюционный период. Зачастую в России использовались западные принципы, которые не соответствовали социокультурной среде.

Этап становления коррекционной педагогики

Проблемами детей с трудностями в поведении начали заниматься ещё в XVIII веке. На западе сложилось две точки зрения на проблемы детей в поведении: детей невозможно исправить, вследствие биологических, наследственных и социальных факторов можно только наблюдать и изучать; можно корректировать только в лечебных условиях. Поэтому создавались специальные дома и исправительные учреждения.

В этот же период разрабатываются диагностики и методы исправления проблемного поведения детей и подростков.

В начале ХХ века в России стали создаваться учебные заведения для подготовки людей к работе с такими детьми: Педагогический и Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и Педагогическая академия в Москве. Появляются педагогические газеты, журналы, вестники.

Замечание 2

В начале ХХ века появилась классификация проблем детей разного возраста: дети с трудностями в поведении, дети со слабым здоровьем и дети с психическими проблемами.

В России основоположником дефектологии считается В.П. Кащенко, а также создателем лечебной педагогики.

Он предложил пути решения проблем таких детей:

  1. Предупреждение асоциальных явлений в поведении детей;
  2. Устранение нравственной, духовной беспризорности детей;
  3. Создание условий для развития всех групп проблемных детей;
  4. Соблюдение принципа дифференциации: лечение детей дома, в учреждении, в сочетании мест пребывания.

В. П. Кащенко считал исключительность ребёнка (физическую, психическую, социальную, в характере) только социальной сущностью, на которую можно воздействовать только с помощью педагогических методов.

Благодаря ему в этот же период создаются учебные заведения для таких детей – вспомогательные школы или вспомогательные классы.

А. С. Макаренко является основателем предупреждающей педагогики, благодаря открытию законов детского коллектива.

Н. И. Озерецкий установил, что дети с ЗПР обладают глубоким интеллектом.

К 30-м годам ХХ века пришло понимание о различии детей с двигательными и сенсорными нарушениями и поведенческими расстройствами. Вместе с тем ряд учёных увидели взаимозависимость нарушений в поведении и интеллектуальном развитии у детей и подростков.

В 30-е годы руководство страны официально объявило о ликвидации безнадзорности и беспризорности, поэтому активность исследований снизилась.

Второй этап - развитие коррекционной педагогики

Лишь в 60-е годы изучение проблемных групп детей и подростков возобновилось в философии, педагогике, психологии, медицине, юриспруденции.

Замечание 3

Возникает три направления исследований: дети с ЗПР, криминологическое и психолого-педагогическое, получившее наибольшее развитие, изучавшее причины и условия проблемного поведения детей.

В этот же период Л. С. Выготский сделал вклад в развитие логопедии для детей с нарушениями речи.

Была разработана классификация детей слабослышащих, слабовидящих, слепых и глухих. Разработано 16 типов специальных школ, детских садов и специальных учреждений общего и профессионального образования. Здесь применялись специфические средства обучения, особо организовывалась образовательная среда, расширение за пределы учреждения, необходимость взаимодействия специалистов разного профиля, индивидуализация обучения и воспитания.

В принципах обучения - постепенное усложнение инструкций, упрощение в переходе шага от одного уровня к другому.

В 80-е годы появился термин «коррекционная педагогика» вместо «дефектология».

Главная особенность - своевременное начало коррекции до 4 лет и ранее. Чрезмерное стремление довести детей до нормы отодвинуло на второй план развитие в социокультурной и личностно значимом направлениях.

Целью коррекционной педагогики являлась помощь детям, испытывающим проблемы адаптации в школьных и социальных условиях, что проявляется в нарушении развития, поведения. Для этого корректируется общеобразовательная и социальная среда.

Определение 1

Г. Ф. Кумарина понимает под «коррекционной педагогикой» диагностику, предупреждение и коррекцию педагогическими средствами различных нарушений в адаптации и обучении детей.

В 90-е годы коррекционная педагогика занимается психолого-коррекцией и педагогико-коррекцией детей и подростков с отклонением в поведении, оказанием помощи в формировании ЗУН, адаптации, развитии ослабленных и отстающих.

Третий этап. Новое время, новые подходы

В 2000-е годы термины «специальная педагогика» и «коррекционная педагогика» рассматривались как синонимы. Предметом их изучения являются условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями в сфере слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ЗПР.

Её цель – помощь ребенку в продвижении к норме на каждом этапе развития, коррекция вторичных по своей природе нарушений, предупреждение негативных последствий в развитии личности и её жизненных компетенций.

Теперь возраст выявления аномалий - с момента рождения ребёнка, предупреждение нарушений и их коррекция.

Специальное образование в рамках новых направлений исследований направлено на:

  1. Разработку научных основ раннего выявления и ранней медико-психолого-педагогической помощи с момента рождения ребёнка;
  2. Совершенствование работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с аномалиями развития;
  3. Акцентирование личностно ориентированном развитии ребёнка с аномалиями;
  4. Социально-эмоциональное развитие и уровень самосознания личности ребёнка с различными нарушениями;
  5. Разработку научных основ массового и специального образования, получившее название «инклюзивное образование».

Новое понятие в образовательной среде специальной педагогики – "ребенок с особыми образовательными потребностями» в рамках специального образования нового типа.

Современное образование базируется на принципе доступности и получения возможности полноценной реализации личности с ограничениями развития, в связи с гуманизацией общества. Это затрагивает сферу демографической политики и экономики, кроме собственно образования.

Для этого используются современные средства достижения науки и техники: в частности, на основе выявленной нейропластичности мозга составлена методика постепенного различения похожих звуков при дислексии с помощью компьютерной программы, предлагающей награду ребёнку за успешное различение звуков в виде забавного фрагмента мультфильма.

Инклюзивное образование выявило проблему нравственного характера: трудности принятия детей с ограниченными возможностями в класс или группы нормально развивающихся детей педагогами в коллективе.

Такой подход был вызван необходимостью активности каждого члена общества и готовность приносить социума пользу. В связи с этим подготовка педагогических кадров особо актуальна с духовно-нравственных позиций, когда педагог мотивирован работать в школе с любыми детьми, руководствуясь состраданием, терпимостью, заботой, умением создать психологический комфорт, имеет желание помочь и вызывает желание стремиться к изменениям, развитию у ребенка, быть образцом для подражания с этой точки зрения, а не только готовностью научить или получить заработок.

Определение 2

В 2016 году понятие коррекционной педагогики определяют как отрасль науки, изучающей причины, закономерности отклоняющегося поведения и пути их решения.

Причина возросшего интереса к этой отрасли является статистика: 5 % детей с нарушениями развития от всего детского населения, среди них: 30 % - психические нарушения, 20 % - неврология, 18 % - зрение, 17 % - слух. Это касается также детей с проблемами социализации. Коррекционная работа помогает адаптироваться в обществе и настроиться на дальнейшую активную жизнь в нем.

Таким образом, коррекционная педагогика с момента становления за два столетия претерпела изменения, в связи с гуманизацией общества и новым требованием к каждой личности активной жизненной позиции, что в вызывает определённые проблемы, требующие дальнейшего развития науки.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :