Школы развивающего обучения


Школы развивающего обучения

Зоны психического развития личности

Концепция «образования в области развития», основанная на идее советского психолога Л. С. Выготского, заключается в том, что обучение должно вести к развитию, основанному не только на зрелых функциях ребенка, но и на тех, которые только созревают в школе.

Успешность решения задачи ребенком зависит от того, насколько эта задача посильна его развитию, Л. С. Выготский выделил три зоны психического развития личности: зону актуального развития, зону ближайшего развития, зону запредельного развития.

В области актуального формирования лежат те задачи, которые ребенок уже может решать независимо, в решении которых он получил навык. Обычно решение проблем в области реального развития не вызывает вдохновения у детей, потому что в данных задачах нет новизны, и поэтому нет никакого интереса. Это не означает, что нет необходимости решать проблемы в области фактического развития. Этот тип обучения предоставляется для самостоятельной, внеклассной работы.

В области ближайшего развития находятся задачи, которые ученик может решить, но не самостоятельно, а под руководством учителя на базе существующих знаний. Именно при помощи таких задач знания передаются в систему мышления, в то время как есть понимание того, что знает ученик, и формируется способность применять это знание для решения проблем нового типа.

В зоне запредельного развития лежат те задачи, которые ученик не сможет принять к решению из-за их неподготовленности к этому. Если учитель работает в такой зоне развития, он потерпит неудачу: почувствовав свою неспособность, ребенок откажется решить проблему и потеряет веру в себя.

Замечание 1

Чтобы ученик интересовался преподаваемым ему материалом, учитель должен работать в зоне ближайшего развития, ставить задачи, которые лежат в зоне реального развития, никогда не работать в зоне запредельного развития.

Эта модель служила центром для создания двух концепций обучения в области развития в конце 50-х годов XX века. Одна концепция развивалась под руководством Л. В. Занкова, другая - Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Система Л. В. Занкова

Система развития образования Л. В. Занкова дает результат, запланированный посредством специального отбора и структурирования.

Замечание 2

Система Л. В. Занкова характеризуется целостностью и взаимозависимостью составляющих ее частей.

Целью обучения является наиболее благоприятное общее развитие каждого ребенка.

Цель обучения - предоставить ученикам всестороннюю обширную картину мира посредством науки, литературы, искусства и прямых знаний.

Дидактические принципы:

  • обучение на большом уровне сложности в соответствии с мерой сложности;
  • ведущая роль теоретического знания;
  • осведомленность о процессе обучения;
  • быстрые темпы усвоения учебного материала;
  • работа над развитием каждого ребенка, в том числе слабых.

Типичные свойства методической системы - универсальность, процессуальность, вариативность.

Важные особенности учебного комплекта. Комплект обеспечивает:

  • понимание взаимосвязи и взаимозависимостей исследуемых объектов, явлений, связанных с интегральным характером содержания, которое выражается в сочетании материала разных уровней обобщения, а также как в сочетании его теоретической и практической ориентации, интеллектуального и эмоционального насыщения;
  • знание концепций, необходимых для дальнейшего образования;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для студента;
  • условия для решения образовательных проблем, социального, личного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, формирования образовательных и универсальных (общих) навыков;
  • активные формы знаний в процессе решения проблем, творческие задачи: наблюдение, эксперименты, дискуссия, образовательный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и т. д.;
  • проведение научных, исследование и проектирование работ, развитие уведомительной культуры;
  • индивидуализация обучения, которая взаимосвязана с формированием мотивов деятельности, распространяющаяся на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоциональным и коммуникабельным характеристикам, по признаку пола. Индивидуализация реализуется в том числе через три уровня контента: базовый, продвинутый и углубленный.

Формы и средства обучения

Во время обучения используется большой спектр форм обучения: классный и внеурочный; личный, групповой: в соответствии с характеристиками предмета, характеристиками класса и индивидуальными предпочтениями учащихся.

Для изучения эффективности разработки учебных программ и разработанных на основе их учебных материалов преподавателю предлагается качественный учет успеваемости учащихся, в том числе комплексное тестирование, которое соответствует позиции Министерства образования и науки Российской Федерации. Оценки оцениваются только результатами выполнения письменных работ со второй половины 2-го класса. Отдельно балл не выставляется.

Школа развивающего обучения Д. Б. Эльконина

Методы и приемы обучения достаточно интересные:

  • В процессе урока учителя могут ошибаться, намеренно, конечно. Это называется заданиями-ловушками. Если в традиционной программе дети должны верить учителям беспрекословно, потому что-то, что они говорят – всегда правильно, то тут – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителям не может, каждая информация будет считаться верной, если только он сам в этом убедился и все проверил лично. Так же данные ловушки привлекают внимание ученика.
  • Еще одна задача учителей — сделать так, чтобы дети на уроке чувствовали себя свободно и раскованно. Ведь лишь в таких «свободных» условиях может по полной выразить полет мысли, творчества и фантазии.
  • На уроке зачастую используются различного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для формирования творческих и иных способностей.
  • Для развития мышления используется предметно-практическая деятельность. Это разные исследования, проведения опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально.

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальные механизмы развития, которые пригодятся в старших классах. Так же многие думают, что особенно развитым детям такая система нужна.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :