Концепция «образования в области развития», основанная на идее советского психолога Л. С. Выготского, заключается в том, что обучение должно вести к развитию, основанному не только на зрелых функциях ребенка, но и на тех, которые только созревают в школе.
Успешность решения задачи ребенком зависит от того, насколько эта задача посильна его развитию, Л. С. Выготский выделил три зоны психического развития личности: зону актуального развития, зону ближайшего развития, зону запредельного развития.
В области актуального формирования лежат те задачи, которые ребенок уже может решать независимо, в решении которых он получил навык. Обычно решение проблем в области реального развития не вызывает вдохновения у детей, потому что в данных задачах нет новизны, и поэтому нет никакого интереса. Это не означает, что нет необходимости решать проблемы в области фактического развития. Этот тип обучения предоставляется для самостоятельной, внеклассной работы.
В области ближайшего развития находятся задачи, которые ученик может решить, но не самостоятельно, а под руководством учителя на базе существующих знаний. Именно при помощи таких задач знания передаются в систему мышления, в то время как есть понимание того, что знает ученик, и формируется способность применять это знание для решения проблем нового типа.
В зоне запредельного развития лежат те задачи, которые ученик не сможет принять к решению из-за их неподготовленности к этому. Если учитель работает в такой зоне развития, он потерпит неудачу: почувствовав свою неспособность, ребенок откажется решить проблему и потеряет веру в себя.
Чтобы ученик интересовался преподаваемым ему материалом, учитель должен работать в зоне ближайшего развития, ставить задачи, которые лежат в зоне реального развития, никогда не работать в зоне запредельного развития.
Эта модель служила центром для создания двух концепций обучения в области развития в конце 50-х годов XX века. Одна концепция развивалась под руководством Л. В. Занкова, другая - Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Система развития образования Л. В. Занкова дает результат, запланированный посредством специального отбора и структурирования.
Система Л. В. Занкова характеризуется целостностью и взаимозависимостью составляющих ее частей.
Целью обучения является наиболее благоприятное общее развитие каждого ребенка.
Цель обучения - предоставить ученикам всестороннюю обширную картину мира посредством науки, литературы, искусства и прямых знаний.
Дидактические принципы:
Типичные свойства методической системы - универсальность, процессуальность, вариативность.
Важные особенности учебного комплекта. Комплект обеспечивает:
Во время обучения используется большой спектр форм обучения: классный и внеурочный; личный, групповой: в соответствии с характеристиками предмета, характеристиками класса и индивидуальными предпочтениями учащихся.
Для изучения эффективности разработки учебных программ и разработанных на основе их учебных материалов преподавателю предлагается качественный учет успеваемости учащихся, в том числе комплексное тестирование, которое соответствует позиции Министерства образования и науки Российской Федерации. Оценки оцениваются только результатами выполнения письменных работ со второй половины 2-го класса. Отдельно балл не выставляется.
Методы и приемы обучения достаточно интересные:
Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальные механизмы развития, которые пригодятся в старших классах. Так же многие думают, что особенно развитым детям такая система нужна.