Цель и задачи развивающего обучения


Цель и задачи развивающего обучения

Общие цели развивающей педагогики и обучения

Педагогика развивающего обучения ставит дидактические задачи совершенствования содержания, целей, задач и методов учебно-воспитательной работы с детьми. Выготский, отвергая подход к данной проблеме зарубежных психологов, характеризовал ее как стремление в анализе умственного развития ребенка тщательно разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения, взять результаты обоих этих процессов в чистом и изолированном виде. Эта теория раскрывает взаимосвязи между психическим развитием ребенка и его воспитанием, и обучением.

Общими целями в ее реализации выступают:

  • во-первых, социально-педагогический аспект, связанный с растущими требованиями к уровню общекультурной и профессиональной подготовки современного человека,
  • во-вторых, научно-теоретический аспект, который изучает внутреннюю зависимость онтогенетического развития психики и личности человека от системы его образования (обучения и воспитания).
Определение 1

Сущность указанной цели – «взаимосвязь обучения и воспитания» в развивающем обучении заключается в изучении значения общеобразовательных и воспитательных систем в развитии психики ребенка, в частности – в выявлении внутренних источников и закономерностей этого процесса.

Выготский, отмечая, что такое обучение идет вслед за развитием, «плетется у него в хвосте», выдвинул идею конкретно-исторического толкования социального происхождения родовых способностей, социальной природы различных форм деятельности присвоения общественного опыта.

Воспитание и обучение здесь выступают как всеобщая и необходимая форма психического развития детей. Психическое развитие ребенка находит свое выражение как в результате изменений внутри воспроизводящей деятельности, ее форм, так и в составе усваиваемых в различных видах деятельности способностей.

При этом для изучения внутренней связи воспитания и образования с психическим развитием, как подчеркивал Выготский, необходимы исследовательские методы, направленные на формирование у детей целостных видов деятельности и соответствующих им способностей, а не эффекта усвоения ребенком отдельных понятий в процессе развивающего обучения.

Среди других генетически последовательных форм воспроизводящей деятельности рассматривается учебная деятельность, которая позволяет ребенку продемонстрировать способность к теоретической ориентации в действительности.

Замечание 1

Стоит заметить, что развивающая роль системы воспитания и образования заключается в том, что современному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то есть организация функционирования новых форм воспроизводящей деятельности. Педагогика, по мнению Выготского, должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Проблемы взаимосвязи обучения и умственного развития человека в настоящее время приобрели не только теоретическое, но и практическое значения, что определяет цель и задачи школьного образования.

Усилия ученых-психологов направлены на решение таких задач развивающего обучения:

  • во-первых, на решение вопроса о путях усвоения знаний, которые приводят к качественным изменениям детского мышления;
  • во-вторых, на изучение тех форм умственной деятельности ученика, которые обеспечивают проникновение в сущность усваиваемых знаний.

При решении этих вопросов ученые опираются на положение о диалектическом пути человеческого познания, идеи диалектической логики о способе восхождения от абстрактного к конкретному как способа изложения научных знаний.

Разработка задач развивающего обучения

Замечание 2

Разработка задач, средств и определения результатов учебной работы при этом основаны на представлении об особом виде деятельности ребенка как о способе усвоения. Возникают задачи изучения качественных форм этой деятельности, ее уровней и используемых операций, соответствующих разной глубине проникновения ребенка в содержание знаний.

Современные исследования развивающего обучения опираются на результаты, полученные разными направлениями советской психологической школы. Существенным моментом умственного воспитания является формирование способностей к мысленному эксперименту, к интериоризированным преобразованиям предметного содержания действий. Полноценный анализ процесса развивающего обучения возможен только на основе адекватных положений общепсихологической теории деятельности.

На основе целостной деятельностной трактовки психики, сознания, личности в трудах ученых сформулированы положения как относительно развивающего обучения на уровне целостной личности, а не отдельных ее функций, так и требований к мотивационной сфере личности, что обеспечивает приобретение личностного смысла в ходе овладения знаниями и умениями. В приобретении личностного содержания формируется подлинное единство воспитания и обучения.

Предвзятость человеческого сознания, личностный смысл осознаваемого как субъективная форма проявления общественных отношений осуществляется субъектом лишь в деятельности. Преобразование деятельности, соподчинение различных форм и видов ее, происходящих внутри общественных отношений, создается личность.

При этом, практическая деятельность как преобразование действительности воспроизводит те ее отношения, которые в общественном виде отражены в законах теоретического мышления человека. Предметно-практическая деятельность направляет развитие мышления и является основой научного подхода к познавательным процессам.

Понятие «учебная деятельность» как объект развивающего обучения чрезвычайно важно. Это понятие значительно углубило понимание процессов усвоения. Научное изучение проблемы развивающего обучения напрямую связано с постановкой вопроса о конкретно-историческом подходе к оценке характера обучения.

Можно отметить, что социальные функции традиционной школы определили ее эмпирико-утилитарный характер, что делает упор на совершенствование наглядно-образного мышления. Это порождает ситуацию, при которой традиционное обучение не обеспечивает существенного умственного развития.

Понятно, что такие формы теоретической деятельности реализуются через определенные способности. Это способность построения человеком различных идеальных образований, которые воплощают в себе те или иные виды деятельности. Эти виды деятельности представляют некоторый набор, а специфика их заключается в том, что введение в них ученика возможно только с помощью особой учебной деятельности, в которой и происходит усвоение этих способностей.

Согласно исследованиям психологов школы Д. Б. Эльконина, основными из указанных способностей выступают:

  • выяснение общих условий происхождения идеальных образований;
  • прослеживание соответствия своих действий условиям (рефлексия);
  • выполнения действий во внутреннем плане («в уме»).

Итак, только из-за сложившейся учебной деятельности можно ввести учеников в основные формы научно-теоретического сознания или мышления.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :