В науке выделяется три ведущих условия развивающего обучения:
Исходя из этого, задачей развивающего обучения стоит рассматривать обучение учеников размышлять без помощи учителя, спорить, отстаивая свою позицию, спрашивать и быть инициативными в приобретении новых знаний. Согласно психологам, важным условием развития у личности критического мышления является самостоятельность в попытках рассуждать, а также групповая работа. Кроме того, познавательный интерес может возникнуть, если имеется спор между учениками, которые предлагают различные пути разрешения одной проблемы. Учителю стоит принять во внимание тот факт, что иногда совместная работа перерастает во взаимные обвинения, мешая развитию личности каждого ученика. Поэтому перед учениками как субъектами развивающего обучения стоят следующие условия:
Итак, развивающее обучение как новый способ в науке и педагогической практике школы, постепенно заменяет объяснительно-иллюстративный способ и характеризуется следующими особенностями:
Выявление особенностей реализации развивающего обучения при подготовке учеников, а также анализ теоретических основ подготовки учителей к использованию развивающих педагогических технологий, позволили определить содержание профессиональной подготовки будущих учителей к указанной деятельности. Оно конкретизируется в перечне основных знаний и умений, которые необходимы для эффективной педагогической деятельности.
Содержательный компонент подчиняется цели, которая заключается в формировании готовности учителей использовать развивающие педагогические технологии, а именно: развитие прогностической, коммуникативно-рефлексивной компетенции, и креативно-интерактивного педагогического мастерства.
Данный процесс происходит эффективнее, если достигается единство теоретической и методической (практической) подготовки, формируются профессионально значимые качества личности, а также создаются организационные психолого-педагогические условия для его реализации. Дл
я этого следует выделить ряд психолого-педагогических условий:
Исследования показывают, что влияние на формирование и развитие личности развивающей системы образования во многом зависит от самой личности будущего учителя, его собственных позиций относительно этой системы обучения. Поэтому актуальной является проблема подготовки и переподготовки учителей, которые способны внедрять в практику школы развивающую систему обучения. Сложность этой проблемы заключается в том, что названная дидактическая система обучения предполагает педагогическую деятельность, которая кардинально отличается от традиционной.
Только при личностном восприятии развивающей системы обучения учителем, наличия умений организовать межличностный диалог между участниками учебно-воспитательного процесса, становится реальной реализация ее на практике. Однако предварительно требует решения более общая проблема, которая связана со структурой деятельности преподавателя в рамках системы развивающего обучения.
Таким образом, реализация развивающего обучения требует изменения акцентов в педагогике: от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности будущего учителя через коллективные формы работы и педагогическую практику, что предполагает педагогическую поддержку и коррекцию.
Система развивающего образования имеет свои особенности.
Все выше сказанное позволяет нам сделать вывод, что введение развивающего обучения в школу позволяет также улучшить подготовку учеников к развитию своей личности, поскольку развивает в них интерес к научно-исследовательской деятельности, привычку к самостоятельной учебно-познавательной работе, формирует потребность в творческом подходе к решению учебных задач. Использование развивающих технологий обучения в условиях школы позволяет: во-первых, каждому ученику осознать себя как личность, а, следовательно, увидеть свою личностную ценность; во-вторых, активизирует мышление учеников, формирует у них положительные мотивационные установки по осуществлению развивающего обучения; вырабатывает привычку активно, креативно-творчески, рационально мыслить и действовать.