Стандарты развивающего обучения


Стандарты развивающего обучения

Декомпозиция изучаемого материала и индивидуализация знаний

В российском образовании были разработаны и проверены несколько теорий развивающего обучения, в том числе и его стандарты. Так, в работах Ш. Амонашвили и его коллег были подробно раскрыты и описаны закономерности преобразования различных зон актуального развития в зону ближнего развития. В актах такого преобразования большую роль играет духовная общность, близость учителя и ученика, постоянное общение школьников между собой. Подобное общение предполагает споры, умение задавать вопросы, умение оценивать старания и результаты друг друга. Развивающее обучение строится на содержательно-оценочной основе, которая заменяет традиционные школьные оценки.

По мнению В. Давыдова, стандарты в применении развивающего обучения заключаются в построении его процесса на основе специфики психики, характеризующей конкретный возраст, благоприятный для данного вида обучения. Таким образом, если ученик достиг подросткового возраста, то развивающее обучение следует организовать в соответствии с психическим новообразованием, отличающимся механизмом системной рефлексии изучаемого предмета.

На первом месте среди стандартов выделяется системная декомпозиция изучаемого материала. Иначе говоря, необходимый материал для обучения начинает структурироваться с целью выделения различных уровней иерархии одной системы, поскольку система знаний имеет иерархическую структуру.

Первый уровень системы требует следующего конструирования:

  • установка или выбор системообразующего фактора,
  • выбор каждого из составляющих в системе,
  • установка взаимосвязей между составляющими и связи каждой составляющей с системообразующим фактором,
  • установка влияния системного свойства на каждую составляющую.

На этом уровне следует выяснить общий вид внешней среды системы развивающего обучения. Следовательно, первый этап отличается системным структурированием учебного материала в учебниках с учетом иерархии.

Что касается следующего стандарта, то для развивающего обучения важно осуществлять трансформацию учебной системы в индивидуальное знание каждого школьника. Но для этого ученик должен овладеть механизмами декомпозиции системы, чтобы выработать навык системно декомпозировать какой-либо объект при познании.

Замечание 1

Но эти стандарты, помогающие ученикам усвоить системно-структурные знания, должны иметь не только методологический характер. То есть каждому школьнику стоит осознавать, что система знаний не может представляться всего лишь совокупностью составляющих, но должна быть взаимосвязанной совокупностью, где каждая составляющая становится частью одного целого, объединяясь вместе с другими составляющими с помощью механизма системообразующего фактора и т.д. Соответственно, для этого стандарта важно сформировать представление о целостности системы знаний в развивающем обучении.

Систематизация знаний школьников

Для третьего стандарта развивающего обучения характерным является заполнение системной структуры определенным учебным материалом по предметам.

Этот стандарт отличается от других наибольшей нагрузкой для усвоения знаний по различным предметам умственного развития школьников. Учебный процесс развивающего обучения включает в себя наполнение предметными знаниями каждой системной составляющей, установление взаимосвязей между этими составляющими, системообразующий фактор, системные предметные свойства. В данной ситуации, познание школьника отбивается от целостного, структурно-системного в предмете изучения и примыкает к анализу целого – какие составляющие лежат в основе этого целого, что собой представляет каждая из них, есть ли у них связь между друг другом, какой является внешняя среда целого и др.

Если же говорить о системе как об индивидуальном знании школьников, то здесь все наоборот. То есть изучение каждой составляющей как части целого, построение системы зависит от главного фактора, называемого системообразующим.

Замечание 2

Целенаправленная и правильная организация процесса развивающего обучения является базой для системного знания ученика. Появление этого системного знания в сознании школьников, в их образовательном опыте означает, что их знания приобретают некую организованность.

По этой причине системная структура, отталкиваясь от знаний в различных их проявлениях, сможет стать новым психическим новообразованием.

Приобретение опыта школьниками

Обучение в школе способствует тому, чтобы ученик приобретал опыт давать научные объяснения тому или иному факту, явлению, процессу. Такие объяснения, как правило, имеют причинно-следственный характер, свидетельством чего является смысловая конструкция устного или письменного ответа ученика на какое-нибудь вопросы. В ее основе лежит выражение «потому что» и его содержательное наполнение приносит ему моральное, эстетическое и познавательное удовольствие.

При выборе развивающего обучения, нужно помнить, что одним из основных результатов должно быть развитие познавательных способностей при овладении определенными, навыками и умениями и формирование социально-коммуникативной компетентности как результата развития. Для продуктивной работы с детьми необходимо:

  • систематически приобщать их к собственным эмоциональным переживаниям,
  • обсуждать конечные цели и предвидеть результаты еще на начальном этапе деятельности,
  • создавать ситуацию развивающего дискомфорта.

Поскольку развивающее обучение за основу берет стандарт формирования системы знаний, среди которых каждая имеет свою структуру, а с другой стороны, понятие «структура» имеет смысл только по отношению к системе, то становится понятно, что именно оно способствует тому, чтобы у учащихся формировался опыт структурных объяснения явлений, фактов.

Нетрудно увидеть, что это является серьезным стандартом в формировании у учащихся научного мировоззрения, научной картины мира, в расширении его границ, потому дополнение одного вида объяснений другим – один из немногих путей углубления и усиления научности в выработке своих собственных взглядов и убеждений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :