Методы развивающего обучения


Методы развивающего обучения

Методы развивающего обучения

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский обосновал возможность и осуществимость обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его мнению, педагогика должна фокусироваться не на вчерашнем, а на завтрашнем дне развития детей, а обучение хорошо только тогда, когда оно идет вперед. Конечно, Выготский при этом никоим образом не отрицал необходимости получать знания, навыки и способности.

Л. В. Занков пытался практически реализовать идеи развивающего образования. Он разработал новую систему начального образования, но в школах она так не была реализована.

Д. Б. Эльконин, рассмотрев образовательную деятельность школьников, пришел к выводу, что ее сущность кроется не в освоении определенных знаний и навыков, а в самооценке самого ребенка как субъекта. Так была заложена основа для концепции образования в развивающем обучении, в которой ребенок рассматривается не как объект обучения школьным предметам, а как самоизменяющийся субъект обучения.

В конце 80-х годов началась работа над реализацией этой концепции. Была разработана и опубликована программа создания учебников и учебных пособий, началась подготовка учителей, которые приступили к изучению этих программ.

Конечная цель обучения в области развития состоит в том, чтобы сформировать у ребенка потребность в самоизменении и умение удовлетворять их посредством обучения, то есть привить ему желание, и умение учиться.

Впервые ребенок выражает себя как личность еще в дошкольном возрасте (я есть!). Но дошкольники не нуждаются ни в самореализации, ни в способности делать это. Они начинают развиваться только в школьном возрасте. Но будет ли эта возможность реализована либо нет, зависит от ряда условий, которые создаются в процессе обучения.

Переходя порог школы, ребенок сразу же подчиняется требованиям и нормам, которые жестко определяются программой, учебниками, учителем. У ребенка нет возможности осознавать себя как личность. Конфликтная ситуация складывается из содержания школьного образования, которое основано на типичных методах решения типичных проблем.

Замечание 1

Смысл любого обучения - передать ученикам некоторые элементы опыта прежних поколений. которые представлены способами действий для решения тех или иных проблем.

Но все способы обучения детей в школе не случайны. Понимание этих методов приводит детей к возможности находить более эффективные решения, выходящие за пределы их небольшого личного опыта.

Первым и наиболее важным условием достижения конечной цели развивающего образования считается радикальное изменение его содержания, основой которого является система научных концепций, которые определяют принципы построения этих действий, способы обучения учащегося, а не набор правил.

Полнота и качество знаний, которые даются ученику, зависят от его собственной деятельности в процессе обучения. Независимо от того, сколь старательно учитель учит своего питомца, успех обучения главным образом зависит от того, что и как сделает сам ученик.

Во-первых, ученик должен понять соответствующее правило. Во-вторых, он должен многократно и более точно воспроизводить предписанную операцию, выполняя некоторые соответствующие упражнения, причем на стадии выполнения деятельность ученика ограничена. Ученик придерживается правил, и чем точнее он их соблюдает, тем больше шансов, что он достигнет конечной цели.

Но освоить концепцию, которая определяет принцип построения действий таким образом, невозможно. Принцип действия отличается от того, как он записывает общую объективную основу, определяя способы реализации действия класса. Легко видеть, что при поиске решений конкретной проблемы ребенок воспроизводит действия, которые выполняет учитель.

Именно эта поисковая деятельность дает возможность изучать научные концепции, которые позволяют ученику стать реальным субъектом. Пока ребенок не столкнется с миром научных концепций, исследовательская деятельность ему просто не нужна.

Но учитель должен заботиться об организации этой деятельности. В связи с этим существует проблема методов обучения.

Функции методов обучения

Функция методов обучения заключается в организации и поддержании учебной деятельности учащихся. Обучение, направленное на овладение решением типовых задач, основано на образовательной деятельности. Организация такой деятельности предполагает:

  • во-первых, что ученики будут четко идентифицировать и запомнить предложенный для усвоения метод действий;
  • во-вторых, они поймут его смысл;
  • в-третьих, они смогут воспроизвести его более или менее точно.

Учитель должен будет продемонстрировать образец метода решения, который предлагается для усвоения, четко объяснить его и обеспечить контроль за правильностью его применения.

Замечание 2

Отображение, объяснение и контроль - это три компонента, которые определяют суть методов.

Конечно, учитель может реализовать эти методы по-разному. Это может быть и демонстрация готового образца, но учитель может и сделать это вместо с учениками; учитель может объяснить материал в виде комментария к заданному образцу, но может и создать проблемную ситуацию; может установить ученикам определенный алгоритм, но и может дать систему задач на сообразительность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :