Концепции и теории развивающего обучения


Концепции и теории развивающего обучения

Понятие концепций развивающего обучения

Замечание 1

В педагогике понятие «концепция» трактуется по-разному. Однако общепризнанным является следующее толкование: «концепция» – это система взглядов, идей, принципов, которые направляют педагогический процесс на достижение определенных глобальных целей.

Под педагогической концепцией подразумевается совокупность обобщенных положений или система взглядов на сущность, содержание, методики и организацию учебного процесса, а также особенности учебной деятельности субъектов в ходе его осуществления.

В педагогике насчитывается немало концепций и теорий развивающего обучения. Первая была создана сотни лет назад Я.-А. Коменским. Концепция может содержать несколько направлений и педагогических теорий. Полагаясь на определенное понимание процесса обучения, концепции разделяют на традиционные, педоцентрические и современные. В традиционной системе главным считается преподавательская деятельность, а в педоцентрическом обучении – деятельность ученика. Современные требования развивающего обучения основываются на том, что две стороны преподавания и учения являются взаимосвязанными.

Замечание 2

Идея развивающего обучения также нашла свое отражение в работах: М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо, И. Е. Песталоцци, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. С. Выготского и других исследователей.

В истории педагогики 60-80-х годов довольно заметной является фигура И. Иванова, автора концепции коммунарского воспитания, объединившей единомышленников Ф. Шапиро, Л. Борисову, И. Конникова и других педагогов, стоящих на позиции деятельностного, общественно-ориентированного творческого сотрудничества. Технологии сотрудничества провозглашали целью воспитание человека, творца, гуманиста, члена коллектива, который заботится о других. Особенностями концепции является вариативно-программный подход к деятельности, диалектическое единство задач социализации (социальной адаптации, воспитания коллектива и индивидуума, патриота и интернационалиста): социальная автономность, активность личности и коллективизм.

Социально-ориентированная концепция в духе развивающего обучения раскрывала лишь социальный аспект, социальные механизмы нравственных отношений и ограничивалась формально-логическими конструктами о единстве цели, содержания и процессуальных основ без доказательств сущности целостности воспитательного процесса, поэтому в постсоветский период на этапе переосмысления научных подходов ученые сосредоточили свои усилия на разработке личностно-ориентированных концепций нравственного воспитания.

Формирование концепций развивающего обучения

Представителями концепций развивающего обучения являются ученые В. Коротов. Б. Лихачев. Л. Рувинский, Г. Щедровицкий, А. Кочетов. И. Харламов, которые акцентировали внимание на исследованиях психологической структуры личности, что позволило определить содержание и механизмы формирования нравственности, раскрыть сущности нравственного воспитания как интегративного процесса формирования качеств личности, опираясь на то, что личность представляет собой не только социальное, но и психологическое образование, систему качеств, целостную структуру, которая активно взаимодействует с социумом.

Поэтому в педагогической реальности указанные концепции развивающего обучения являются эффективными, тем более, что для советского периода логичной была социально-ориентированная концепция как такая, которая раскрывала социальные механизмы общественного воздействия, его педагогические формы и методы. В постсоветском пространстве стало возможным установление структурно-генетических связей между компонентами процесса нравственного воспитания, которое сочетает потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческую сферы личности.

Концепция развивающего обучения В. Давыдова и Д. Эльконина акцентировала внимание на:

  • обучающей функции, суть которой заключается в овладении учениками систематическими знаниями, умениями и навыками, занятиями творческой деятельностью;
  • развивающей функцией, суть которой – развитие личности ученика одновременно с обучением и усвоением знаний.
Замечание 3

Несколько упрощенно в ней освещалась воспитательная функция, направленная на формирование у детей нравственных и эстетических представлений, взглядов на мир, способности соблюдать нормы поведения в обществе и выполнять законы.

Личностно-развивающая концепция и другие новейшие подходы

Сегодня концепция развивающего обучения еще не стала ведущей. Ориентация школы в конце 80-х - в начале 90-х годов на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой концепции. Но, как показывает практика, предложенные дидактические принципы, к сожалению, учитываются частично и поверхностно.

В 80-х годах гуманно-личностный подход в воспитании обосновал и практически реализовал известный грузинский психолог и педагог Ш. Амонашвили.

Ш. Амонашвили

Рисунок 1. Ш. Амонашвили

Замечание 4

Современные концепции воспитания нравственной личности опираются на то, что воспитание является целостным процессом развития личности, ее мотивационно-нравственной сферы, фундаментальных знаний, духовной культуры.

Таким образом, научно-методологическими платформами образовательных систем является их отражение в концепциях. В начале XXI века разработаны новые концепции:

  1. гуманистического воспитания (Ш. Амонашвили);
  2. всестороннего развития личности (3. Малькова);
  3. воспитание практической социализированной личности (А. Бондаревская);
  4. свободного воспитания (в начале XX века начал С. Шацкий; продолжил развитие идей А. Леонтьев);
  5. стратегии воспитания как процесс формирования отношений с миром (И. Зимняя);
  6. физическое и валеологическое воспитание (Л. Татарников);
  7. гражданское воспитание (А. Резник).

Все эти концепции так или иначе ориентируются на развитие личности ученика, чем сохраняют традиции развивающего обучения.

Следует вспомнить, что еще в начале XX в. определились направления отечественной гуманистической педагогики как несменной направленности на личность ученика, его развитие: образовательно-гуманистическое (П. Каптерев) социально-гуманистическое (С. Шацкий) свободно-гуманистическое (К. Вентцель) образовательное научно-педагогическое (Блонский), духовно-гуманистическое (М. Демков), которые прямо или косвенно влияли на развитие гуманистических идей в дальнейшем. Именно поэтому для создания новых гуманистических педагогических образовательный концепций развивающего обучения необходимо всестороннее изучать наследия прошлого века.

Таким образом, анализ научно-педагогических источников свидетельствует о том, что самой распространенной в массовом начальной школе является методика развивающего обучения, разработанная научными коллективами под руководством российских психологов и педагогов Л. Занкова, Д. Эльконина и В. Давыдова. Особое внимание авторы методики уделяли вопросам постановки учебной задачи и подходу учителя к выявлению результатов обучения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :