Проблемы сравнительной педагогики


Проблемы сравнительной педагогики

Сравнительная педагогика

Для объективной оценки результативности системы образования в различных странах и ее сопоставления требуется разработка соответственных критериев. Без этого сравнительное исследование не может подняться выше поверхностных суждений или одинаково поверхностных оценок. Решение такой проблемы выходит за рамки какой-либо одной ветви научного знания. Это вынуждает ученых выходить за рамки традиционной специализации в области педагогики, ссылаться на источники и материалы дидактики, теории и практики образования, экономики образования, проблем управления.

Подробное описание системы образования страны и ее сравнение с системами иных стран неизбежно требуют выхода за рамки фактической педагогической основы, использования контентных данных, методологических инструментов и источников смежных наук:

  • социологии,
  • политологии,
  • культурологии,
  • демографии.
Замечание 1

Сравнительная педагогика не только заимствует данные из других наук. Обратный процесс также имеет место. Новые знания, полученные в сравнительной педагогике, используются социологами, политологами, учеными-культурологами, историками для лучшего понимания проблем своих наук.

Сравнительная педагогика на современном этапе

На современных этапах развития сравнительной педагогики существует противоречивая ситуация: публикуется существенное количество работ о положении образования в зарубежных странах, но теоретические и методологические аспекты сравнительных исследований недостаточно изучены. Это негативно сказывается на качестве предметных исследований. Поэтому для сравнительной педагогики - относительно молодой области научных знаний - первостепенной важности задачей является дальнейшее развитие ее исходных теоретических и методологических предположений, которые были бы адекватны как объектам исследования, так и его целям

Известно, что молодая научная дисциплина часто вызывает недоверие у представителей давних отраслей науки. В некоторых случаях это связано с искренней озабоченностью тем, что усиление дифференциации в границах традиционных академических дисциплин может привести к их «эрозии», в то время как иногда противники руководствуются эгоистичными интересами, опасаясь, что они не найдут места в новой системе научных знаний. Поэтому неудивительно, что в ряде стран сравнительная педагогика вынуждена бороться за свое «место на солнце», однако, прошло уже столетие с тех пор, как термин «сравнительная педагогика» прочно утвердился в международной педагогической лексике.

Проблемы сравнительной педагогики

Замечание 2

Анализ проблем взаимодействий национальных педагогических культур всегда прямо или косвенно базируется на процедуре их сравнения.

Одной из функций сравнительной педагогики является выявление особенностей этих культур, поскольку национальная идентичность здесь очень велика, и даже самые общие тенденции в развитии образования и педагогической теории выражаются в каждой стране в своеобразной форме, не имеющей аналогов за границей. Но они не сильно отгорожены друг от друга. В контексте ширящейся глобализации современного мира, процессы взаимопроникновения и взаимного обогащения разных культур, а порою и их конфронтации, часто приобретающие острый характер, развиваются. Это создает новые проблемы, которые имеют прямое отношение к практике образования и воспитания.

Как теоретическая дисциплина сравнительная педагогика и сохранение ее фундаментальных аспектов, также имеют большое практическое значение, в особенности в период интенсивной реформы образования. Учитель, как правило, всегда сравнивает посторонние материалы с внутренними проблемами и тем самым вносит реальный вклад в поиск оптимальных решений и научно обоснованных планов формирования образования, а также способствует установлению приоритетных вопросов отечественной педагогики.

Сравнительные исследования направлены прежде всего на выявление общего, поскольку современная жизнь навязывает известный набор аналогичных требований для системы образования различных стран; некоторые сходства обнаруживаются при поиске решений рядов общих проблем. Среди них - демократизация и гуманизация образования, его соответствие целям личностного развития и объективным требованиям общественного производства, новые формы нравственного и гражданского воспитания, модернизации содержания и методов обучения и т. д.

Двоичный анализ позволяет провести глубокое и подробное сравнение образовательных систем двух стран, в которых проблемы образования вписываются в обширный исторический, культурный и социально-политический контекст. Для того чтобы определить влияние социально-политических факторов на развитие образования, представляет особый интерес сравнить системы образования двух государств, существовавших в недавнем прошлом.

До недавнего времени компаративисты ориентировались на общее образование; другие учебные заведения рассматривались ими как проходящие. Задачей современной сравнительной педагогики является анализ состояния и тенденций развития всех частей системы образования, расположенных как до, так и после школы, и вблизи школы. В частности, сравнительный анализ дошкольного образования является важным материалом не только для общей оценки системы образования, но и для характеристик социальной инфраструктуры, семейной политики, положения женщин. Сравнительные исследования проблемы высшего образования становятся все более важными, в особенности в связи с существенными изменениями в его социальных функциях.

Анализируя эту проблему, исследователи сталкиваются с большими трудностями. Перед ними огромное разнообразие различных направлений, теорий, концепций, научных школ, интерпретирующих с различных точек зрения вопросы образования и обучения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :