Принципы дидактики


Принципы дидактики

Дидактика и ее категории

Выделяется несколько основных функций которые входят в дидактику:

  • Образование
  • Обучение
  • Преподавание
  • Учение
  • Умение
  • Знания
  • Навыки

Образование участвует в процессе становления культуры в человеке, через результат обучения. Образование представляется как система состоящая из знаний, навыков, умений, нравственной составляющей и общей культуры.

Обучение представляет собой процесс, который целенаправленно нацелен на взаимодействие педагога и ученика, в результате которого происходит воспитание и развитие ученика.

Преподавание характеризует собой упорядоченную деятельность педагога, с помощью которой он сможет реализовать поставленные цели обучения, обеспечив при этом эффективное информирование и практическое применение знаний.

Учением называется деятельность осуществляется учеником с целью получения знаний, навыков и умений. В процессе учения создаются новые формы социального поведения, применяются уже полученные знания и практические навыки.

Умение заключается в понимании совокупности знаний и их применения на практике.

Знания – это полученная информация направленная на использование и модификацию, в зависимости от применяемой ситуации. Также оно представляет собой совокупность информационных задумок людей, в которых отображается теоритическая осознанность данного предмета.

Навыки – это цепочка доведенных до автоматизма умений.

Дидактика и ее функции

С научной точки зрения, дидактика занимается изучением проблем связанных с закономерностями, которые актуальны и действительны в области её предмета. Она также проводит выявление методов, которые могут обеспечить реализацию поставленных задач и целей. Через дидактику выполняются две функции:

  1. Теоритическая
  2. Практическая

Дидактика охватывает образовательную систему на всех уровнях её деятельности и по всем предметам. Ширина охвата дидактики позволяет разделить её на общую и частную.

Общая дидактика подразумевает под собой предмет изучения, процесс которого включает в себя преподавание и учение совместно с фактами, которые являются основополагающими для него.

Под частной дидактикой можно понимать методы преподавания. В их задачи входит изучение закономерности протекания процессов, содержание форм и методов входящих в преподавательскую практику разнообразных учебных предметов.

Принципы дидактики

Бывает, что принципы дидактики воспринимаются не как фундаментальные начала обучения, а как набор обучающих инструментов в руках педагога, при помощи которых можно лишь автоматизировать навыки учащегося, не давай ему осознано овладеть совокупностью определённых знаний.

В иных случаях эти принципы рассматриваются со стороны житейских проблем, в более упрощенных позициях. Именно так выдвинулся принцип «практики» вместо «теоретической связи с практикой».

В повседневной жизни мы часто говорим о принципе интереса, он играет одну из основных ролей в процессе обучения. Но это не дает ему оснований, возвестить в дидактический принцип, потому как не допустимо, чтобы один ученик изучал только биологию, а второй только русский язык, в системе общего образовательного процесса. Интерес должен быть сформирован к обучению в целом, к его познанию, как к процессу осуществления фундаментальных знаний, имеющим свою значимость в дальнейшей жизни.

Именно поэтому, недопустима подмена дидактических принципов, житейскими понятиями интереса, легкости и практичности. Если следовать данным подходом, то принципы будут как бы заменены на систему методических правил, которые поспособствуют выработки в учащихся, только механических реализаций навыков и умений.

Принцип наглядности в дидактике

Для того, чтобы человек могу познать окружающую действительность, он задействует все органы чувств, также как и в учении. Именно на этом основывается принцип наглядности, и выражает необходимость в образовании у учащихся понятий, на основе участия всех органов восприятия предметов или явлений.

Пропускная мощность каждого органа ограничена его способностями. Орган слуха пропускает примерно 1000 единиц информации, осязание способно принять через себя 10 000 единиц информации, ну а орган зрения способен на принятие более 100 000 единиц информация. Из этого можно сделать вывод, что более 80% получаемой информации, фиксируется через зрение человека.

Поэтому оценив все возможности зрительных органов, делаем вывод что принцип наглядности является самым важным. При этом он опирается на остальные органы чувств.

Существует два вида принципов наглядности:

  • естественная;
  • изобразительная.

Естественная наглядность выражается через объекты и явление в их естественном проявлении, они встречаются в действительности. К примеру при демонстрации растений на уроке биологии, или электродвигателя на занятиях физикой.

Изобразительная наглядность включает в себя: всевозможные макеты, модели технических устройств, учебные пособия. К этому виду можно отнести большую часть наглядных пособий, используемых в процессе обучения.

Сознательный принцип

Важнейшее целью в обучении является развитие в учащихся верного отношения к окружающей их действительности. Все знают, что знания становятся эффективными на практике, если их освоение происходило осознано.

Формирование сознательного желания у учащегося, прерогатива учителя. Он должен постоянно следить за вниманием учеников во время процесса обучения. Создавать процессы стимулирующие его на разрешение поставленных задач.

Э.В. Ильенков был философом который в свою очередь обращал внимание на то, что в процессе обучения, нами формируются знания, но в итоге они не способствуют развитию процессов в мышлении, хотя именно это должно быть основной целью.

Замечание 1

Э́вальд Васи́льевич Илье́нков (18 февраля 1924, Смоленск — 21 марта 1979, Москва) – советский философ, проводил исследования в марксистко-ленинской диалектике. В его работах были отображены различные вопросы, касающиеся марксисткой теории познания, личности, природы идеального, педагогики и творческой деятельности. Идеи созданные Ильенковым, оказали большое влияние не только на его собственные философские учения, но и на такие дисциплины как психология.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :