Предпосылки возникновения педагогики


Предпосылки возникновения педагогики

Педагогика как наука

Определение 1

Педагогика как наука представляет собой изучение отношений воспитательного характера, выделяющихся в момент воспитания, и образования, при переходе личности на более высокую качественную ступень – самовоспитания и самообразования, как способ развития и становления личности и человечности в человеке.

Изучает педагогика все структурные компоненты учебно-воспитательного процесса: факторы, принципы и закономерности, признаки и сущность, формы, методы и приемы воспитания и образования как процесса.

Объектом исследования в педагогике определяется, прежде всего, человек и его развитие в процессе воспитательных и образовательных взаимоотношений.

Предмет изучения науки педагогики представляются воспитательные и образовательные взаимоотношения, как форма и средство развития человека.

Историческое развитие педагогики в разные эпохи

Эпоха античности. Термин «педагогика» берет свое начало еще в Античной Греции, где его трактовали, как науку о воспитании. Произошла сама наука Педагогика с древнейших времен составляющим вопросом в философии. Освещая все известные на тот момент отрасли познания, древнегреческий философ Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.) в своих трудах писал и о воспитании. И сейчас актуальны и используются в науке некоторые выражения этого ученого.

В последующем данную науку разрабатывали такие мыслители как Сократ (469 – 399 гг. до н. э.), Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). В их трудах уже тогда разрабатывались идеи и факты воспитания человека и развитие его личности. Из Древней Греции идут многие понятия и определения, связанные с обучением и воспитанием (школа, гимназия). Педагогика уже тогда определялась как наука о воспитании. В те же времена великие мыслители сформировали идею о всестороннем и гармоничном развитии личности, так явно закрепившуюся в современном образовании.

Эпоха средневековья. В это историческое время педагогика как наука практически не развивалась. Обучением и воспитанием руководила церковь, грамоте учились лишь некоторые привилегированные сословия. Выдающиеся трактаты философов того времени Тертуллиана (160 – 222 гг.) и Августина (354 – 430 гг.) не увеличили значимости данной науки.

Эпоха возрождения. В данную эпоху развитие педагогического познания шагнуло далеко вперед. Появлялись все новые идеи и движений. Яркими мыслителями того времени выступают итальянец Витторино да Фельтре (1378 – 1446), испанец Хуан Вивес (1442 – 1540), голландец Эразм Роттердамский (1446 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592). Они высказывали критику отношению к обучению и воспитанию в предыдущую эпоху развития, развивали мысль о гуманизме в образовании детей.

Окончательно отделилась педагогика от философии в отдельную отрасль в начале XVII века. Начальным рубежом этого отделения считается труд «Великая дидактика» чешского ученого – педагога Яна Амоса Коменского (1592 –1670), в котором автор рассмотрел возможности организации учебного процесса и разработал существующую до сегодняшнего времени классно-урочную систему образования.

Развитие педагогики в России

Начало российской истории педагогики отмеряется с XI века, когда великий князь Киевской Руси Ярослав Мудрый оставил наставления своим сыновьям, которые были проникнуты любовью к детям и содержали некоторые педагогические мысли, кажущиеся интересными и актуальными до сегодняшнего времени.

В XI - XII века Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский высказывали идеи воспитания подрастающего поколения как в семьях, так и в обществе. XVII век ознаменован основанием школы славяно-греко-латинского языка в Москве и составлением проекта первой академии (Славяно-греко-латинской), выступающей первым учреждением высшего учебного заведения, белорусским педагогом и мыслителем Симеоном Полоцким Развитие педагогики продолжилось реформами в начале XVIII в., которые послужили началом обязательного образования. Сначала это было обучение дворянской молодежи.

Дальнейшее развитие науки осуществилось открытием русским ученым М.В. Ломоносовым Московского государственного университета в 1755 г. В дальнейшие годы педагогику развивали такие ученые как К.Д. Ушинский (1824 – 1870), который, по праву, считается основоположником науки педагогики в России, т.к. именно ему принадлежат разработки принципов воспитания и образования, некоторых, существующих до сих пор, методов, приемов и форм обучения, он разработал и выдвинул основы принципа воспитывающего обучения; а так же педагоги А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которые продолжили поднимать педагогику как науку и принесли ей своими трудами еще большую популярность. А.С. Макаренко (1888 – 1936), рассмотрел в своих работах принципы создания детского коллектива и способы педагогического руководства им, обосновал методику трудового воспитания, осветил особенности формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918 – 1970), в свою очередь, изучал моральные проблемы молодежи, написал на эту тему более 30 книг и 300 статей.

Подводя итоги развития педагогики можно выделить три основных этапа:

  1. Зарождение педагогических идей в русле учений науки философии.

    Предпосылками стали потребности общества передавать накопленный социальный и педагогический опыт следующим поколениям.

    С древнейших времен люди обладали опытом и знаниями по воспитанию детей, передавались они из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, народных игр. Позднее обобщение имеющегося опыта нашло отражение в народных пословицах и поговорках, мифах и легендах, народных сказках.

  2. Формирование педагогических взглядов и концепций. Важнейшим в данном этапе является определение предмета изучения – воспитания человека.

    Предпосылками развития педагогики на этом этапе являются накопленные знания, идеи и мысли, которые необходимо было обобщить и систематизировать. А также запросы общества, для которых важно было получение новой информации по вопросам обучения и воспитания детей.

  3. Переход от гипотетических теорий к учениям, основанным на педагогической практике и эксперименте. На этом этапе появляется в педагогике как характерный для науки собственный категориальный аппарат, обосновывается система достоверных педагогических знаний о важности, содержании, закономерностях развития личности в процессе обучения и воспитания.

Замечание 1

На современном этапе предпосылками развития науки педагогики, по-прежнему, являются запросы общества и государства, социальные заказы, кроме того накопилось великое множество накопленных знаний, которые важно передавать и использовать в учебно-воспитательной деятельности. Развитие науки и техники, появление новых взглядов и условий требует и ведет за собой дальнейшее развитие данной науки.

Сегодня педагогика как наука является самостоятельной наукой, имеет сложную иерархичную структуру и продолжает активно развиваться, постоянно пополняясь новыми знаниями об обучении и воспитании, подкрепляя теоретические знания практическим опытом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :