Педагогическая наука представлена двумя составляющими: теоретической и практической областью научного знания. Научное педагогическое знание призвано удовлетворять потребности общества в научных знаниях теоретического характера и предоставлять приемы, методы и способы их практической реализации. В этой связи требуется обеспечить взаимодействие между обоими элементами педагогической науки т.е. между теоретическим учением и практическим применением. В качестве механизма, обеспечивающего взаимосвязь между процессом познания и практическим воплощением, в педагогике применяется аксиологический подход. Его еще именуют ценностным.
Использование аксиологического подхода делает возможным исследовать процессы и явления педагогики с точки зрения присущих им способностей, необходимых для удовлетворения социальных потребностей, а также разрешать первостепенные задачи гуманизации социума. Аксиологический подход характеризуется гуманистической ориентацией, поскольку ставит человеческую личность высшей общественной ценностью и предполагает обеспечение ее формирования и развития, определяя это, как приоритетное целевое назначение социального развития. Поэтому, аксиологический подход называется ценностным, а аксиология рассматривается в качестве фундамента современной образовательной концепции и методологии педагогики.
Аксиологический подход задает основные направления, приоритеты и ценности развития педагогического научного знания. Этот подход является основным механизмом, применяемым для достижения основных целей и задач педагогики, а именно, – удовлетворения основных личностных и социальных потребностей.
Аксиология основана на принципе детерминации т.е. все процессы и явления общественной жизнедеятельности существуют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Это предполагает тесную связь личности с социумом. Общество и человек функционируют на основе общих принципов и закономерностей. Как социум воздействует на становление и развитие личности, так и личность способна преобразовывать общество, внося в него инновационные идеи развития.
Аксиологический подход рассматривает гуманизм как основу, аксиологический фундамент образования. Педагогическая система, функционирующая на основе гуманистических принципов, позволяет поднять систему образования на более высокий качественный уровень развития. Такая образовательная система, благотворно влияет на персональный личностный и профессиональный рост, основывается на новых целях, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы процессы воспитания и образования проходили параллельно друг другу.
Основными задачами педагогической аксиологии являются:
Эффективность функционирования образовательной сферы зависит от применения в качестве основы организации учебно-воспитательной работы синтеза научных теорий и концепций, касающихся человековедения. Педагогика применяет большой спектр смежных с ней научных дисциплин для разработки оптимальной и продуктивной системы образования и воспитания. При этом, требуется практическое введение ценностных принципов в практику реализации основных научных подходов, что необходимо для обеспечения их целесообразного и эффективного взаимодействия.
Основными аксиологическими принципами педагогики являются:
Реализация данных принципов, обеспечивает практическое построение диалога и сотрудничества между различными научными теориями и концепциями, создавая необходимые условия для их взаимодействия и поиска оптимальных путей для разрешения, поставленных проблем.
На базе аксиологических принципов происходит объединение наук на гуманистической основе. Это создает предпосылки для создания крепкого фундамента будущего человеческого общества. В этом обществе, первостепенная, приоритетная роль отводится образовательной деятельности, поскольку она является основным средством формирования и развития гуманистической сущности человеческой личности.