Педагогические принципы обучения


Педагогические принципы обучения

Понятие педагогических принципов обучения

Определение 1

В современном понимании обучение является целенаправленным, системным, последовательным процессом, который подчиняется системе принципов, реализация которых способствует обеспечению его эффективности.

Определение 2

Под принципами обучения понимаются основные положения, применение которых способствует определению содержания, организационных форм, методов учебной работы.

В принципе обучения происходит отражение какого-то одного существенного аспекта характерного для процесса обучения, при этом принцип представляет собой основу, на которой формулируются правила обучения, конкретизирующие его, подчиняющиеся ему и способствующие его реализации в практике обучения. Функционирование принципов обучения осуществляется в форме практических указаний, которые могут быть использованы в конкретных учебных ситуациях.

В истории педагогики были представлены различные системы принципов обучения, дана их характеристика.

Первая попытка рассмотрения системы принципов обучения была предпринята Я.А. Коменским. В данной системе были выделены следующие принципы:

  • принцип природосообразности;
  • принцип учёта природных, возрастных, психологических особенностей детей;
  • принципы последовательности, постепенности, систематичности;
  • принцип наглядности - был назван важнейшим принципом обучения.

Дистервег рассматривал систему дидактических принципов и правил в качестве требований к содержанию обучения.

Отечественным учёным и педагогом К.Д. Ушинским принципы обучения были рассмотрены во взаимосвязи с формами и методами, при этом были выделены следующие важнейшие принципы:

  • учёт в обучении содержания и дозировки учебных материалов;
  • принцип посильности для учащихся;
  • принцип последовательности обучения;
  • принцип развития сознания, деятельности, активности;
  • принцип прочности усвоения материала;
  • принцип воспитывающего характера обучения и т.д.

Невзирая на описание ряда принципов обучения в классической педагогической литературе, учёными не были открыты данные принципы, они явились результатом накопления педагогического опыта. Классиками педагогики было представлено объединение разрозненных положений в виде систем, их обоснование и распространение.

Характеристика современных педагогических принципов обучения

В современной дидактике актуальным является применение в практике обучения школьников следующих принципов обучения.

Принцип научности

В соответствии с данным принципом, комплекс знаний, фактов, положений, законов, изучаемых в школе, должен быть научно правильным. Данному требованию должны отвечать способы, при помощи которых осуществляется обоснование положения, закона, понятия. Данный принцип реализуется посредством использования методов, которые близки к методам определённой науки, при этом школьниками осваиваются важные научные положения. В ходе обучения раскрываются причинно-следственные связи ряда явлений, процессов, событий, проникновение в их сущность, знакомство с научными методами, раскрывается история науки, происходит реализация междисциплинарных научных связей.

Принцип систематичности и последовательности обучения

Данный принцип обуславливается логикой науки, опирается на специфику познавательной деятельности, учитывает возрастные закономерности развития школьников. Системность в работе педагога заключается в постоянной работе над собой, опоре на пройденный материал при изучении нового, деление нового материала на несколько частей, продумывании системы уроков. Данный принцип также предполагает реализацию системности в работе учащихся – учащиеся должны систематически посещать школьные уроки, выполнять домашние задания, быть внимательными на уроках, систематически повторять учебный материал.

Принцип доступности обучения

Основой реализации данного принципа является учёт индивидуальных и возрастных особенностей школьников, при этом соблюдаются правила от простого к сложному, от известного- к неизвестному. Сущность данного принципа заключается в успешности восприятия и понимания объясняемого материала.

Принцип обеспечения связи обучения с жизнью

Основой реализации данного принципа является рассмотрение взаимосвязи науки и производства, теории и практики. Комплекс получаемых школьниками знаний (общеобразовательных, политехнических, специальных) используется в качестве основы организации современного производительного труда.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении

Данный принцип в современной дидактике представляется в качестве ведущего принципа обучения, так как способствует определению главного направления познавательной деятельности школьников, управления ею. Данный принцип соотносится с целями и задачами школьного обучения. Сознательность усвоения знаний обеспечивается разъяснением цели, задач обучения, объяснения важности учебного предмета в решении ряда жизненных проблем, при использовании в обучении различных операций (анализ, синтез, обобщение), положительных эмоций и т.д.

Принцип наглядности в обучении

Впервые необходимость данного принципа была отмечена в фундаментальном труде Я.А. Коменского «Великая дидактика». Суть данного принципа заключается в опоре на различные органы чувств школьников. Реализация данного принципа предполагает использование различных видов наглядного материала: натуральной наглядности, изобразительной наглядности, схематической наглядности. Важным при этом является не перегружать урок наглядностью, использовать наглядность в соответствии с целями и задачами урока, подбор наглядности осуществляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Принцип прочности

Результатом реализации данного принципа является достижение прочности в усвоении учебного материала, в качестве главных показателей могут служить сознательность и основательность усвоения фактов, понятий, законов, правил. Реализация данного принципа предполагает организацию систематического повторения учебного материала в соответствии с разделами и структурными смысловыми частями, его запоминание.

Замечание 1

При использовании принципов обучения, обнаруживается их тесная взаимосвязь, обусловленность, ни один принцип не используется без учёта другого, в процессе обучения реализуются все представленные принципы в комплексе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :