Педагогические исследования и их виды


Педагогические исследования и их виды

Понятие и виды педагогического исследования

Определение 1

Педагогическое исследование – это процесс и итог научно-исследовательской деятельности, направленной на открытие новых знаний в вопросах закономерностей образования, их структуры, содержания, механизмов, принципов, технологии. С помощью педагогических исследований определяются и объясняются возможные явления и факты.

Педагогические исследования разделяют на несколько видов:

  • Фундаментальные
  • Прикладные
  • Разработки

Фундаментальный вид педагогического исследования определяет обобщающую концепцию, которая выражает итог теоритических и практических достижений педагогики и выдвигают модели формирования и развития педагогической системы основываясь на педагогической основе.

Прикладной вид педагогических исследований проводит работы целью которых является детальное изучение определенных сторон педагогического процесса, определение закономерно-многосторонней педагогической деятельности.

Разработки педагогического исследования направлены на действия с помощью которых можно обосновать научно-практические достижения, опираясь на уже имеющиеся теоритические выводы.

Все педагогические исследования включают в себя общепринятые методологические параметры, среди которых можно отметить: проблему, тему, объекты, предметы исследования, цели, задачи, гипотезы, защищаемые убеждения.

Замечание 1

Под главными критериями качества педагогического исследования понимаются актуальность, новые взгляды, теоритическая и практическая ценность.

Программа и предмет педагогического исследования

Программа исследования включает в себя два раздела:

  1. Методологический
  2. Процессуальный

Методологический раздел в включает в себя объяснение причин актуальности темы, формирование проблемы, обозначение объекта и предмета исследования, цели и задачи исследования, формирование главных понятий, начальный анализ объекта исследования, обозначение главной действующей гипотезы.

Процессуальный раздел раскрывает стратегические планы исследования, а также ход действий направленных на сбор и анализ начальных данных.

Актуальность указывает на обязательное и своевременное изучение, разрешение проблем касающихся развития теории и практики воспитания и обучения. Своевременные исследования предоставляют информацию отвечающую за наиболее острые вопросы сегодняшнего дня, характеризуют общественный заказ, педагогические нужды, обозначают основные противоречия имеющиеся в практике. В общем понимании актуальность понимается как степень расхождения между спросом на научные гипотезы и на практические указания в сравнении с предложениями, которые предлагаются наукой и практикой в настоящий момент.

Основой на которой базируется определение темы исследования становится противоречие между социально-педагогической практикой которая обозначает самые острые, социально значимые проблемы, которые следует без промедления разрешать. Но этого не достаточно, необходимо переходить от социального заказа к определению конкретной темы, объяснений, которые смогут обосновать выбор определённой темы исследования.

В случаях когда социальный заказ формируется на основании анализа педагогической деятельности, то проблему стоит искать в другой области. Она характеризует главное противоречие, которое следует разрешить через научные средства. Формирование научной проблемы это действие которое требует отдельного внимания, определённых знаний, опты и научной квалификации. Проблема присутствующая в исследовании выражает потребность в изучении конкретной области общественно-социальной жизни, для того чтобы эффективно влиять на разрешение противоречий которые имеют не ясное понимание, поэтому не могут быть планомерно регулироваться. Разрешение проблемы является основой исследования.

Методы реализации педагогического исследования

Определение 2

Методы реализации педагогического исследования – это виды исследований целью которых является изучение актуально-сложившегося опыта организации учебно-образовательного процесса.

В процессе изучения педагогического опыта применяются следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анкетирование

Наблюдение это процесс целенаправленного восприятия определённого педагогического явления, в котором исследователь обладает фактическим материалом. Выделяют несколько видов наблюдения: активное (исследователь участвует в процессе с изучаемыми), стороннее, открытое, тайное, целостное, выборочное. Данные наблюдения фиксируется с помощью записей в специальных книгах, видео съемке, аудио записях. Обладая обширными возможностями метод наблюдения все же является ограниченным. С помощью него возможно обнаружить только внешнюю активность педагогических фактов, внутренняя активность недоступна для наблюдения.

Беседа основывается на диалоге исследователя с исследуемыми, который был заранее структурирован в особую схему. Под общими правилами беседы понимается обоснованность и определение мотивов исследования, создание неформальной обстановки, способствующей открытой беседе, формулирование различных вопросов, как прямых так и скрытых по смыслу, проверяющих искренность ответов. Полеченные от собеседника ответы не как не фиксируются.

Анкетирование используется с применением методов письменного опроса, с целью общего сбора информации. Выделяется несколько вариантов анкетирования: контактное анкетирование осуществляется через заполненные анкеты, в которых исследуемый отмечает свои ответы на заранее подготовленные вопросы. Заочное анкетирование проводится через рассылку по почте анкет с инструкциями объектам исследования, они их заполняют и отправляют обратно исследователю. Прессовое анкетирование осуществляется через анкету, напечатанную в газете или журнале. После чего читатели заполняют данные анкеты и редакция оперирует полученными данными в вопросах обозначенного исследования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :