Рисунок 1. А.С. Макаренко
В настоящее время существует огромное количество различных методов и подходов в области воспитания и образования. Одной из наиболее значимых и фундаментальных является система, разработанная советским педагогом А.С. Макаренко. Его система включает в себя один из главных принципов воспитания – гуманизм, и основана на идеи трудовой деятельности, в процессе которой формируется личность обучающегося. Изначально концепция системы образования Макаренко подразумевала процесс перевоспитания, а не воспитания ребёнка. Педагог работал в основном с «трудными» детьми и подростками, например, сироты, малолетние преступники.
Стоит отметить, что данная система пользуется популярностью и в современном мире педагогике. Она даёт возможность выстроить продуктивные отношения между взрослым и ребенком, что открывает новые возможности для развития личности ребёнка, формирует культурно-нравственные качества.
Основной принцип системы воспитания по Макаренко – единство трёх главных социальных единиц: общество – коллектив – личность. Ребёнок выступает не в роли объекта воспитания, а как участник данного процесса. Он выступает на равных с взрослым.
Групповое воспитание детей реализуется начиная с детского дошкольного учреждения. Однако не каждую группу можно назвать коллективом. Макаренко выделял следующие признаки, по которым группу выделяют в коллектив:
Создание коллектива достигается путём долгой и кропотливой работы. Изначальные требования выдвигает педагог ко всей группе. Группа, занимаясь общей деятельностью, превращается в единый и дружный коллектив, который имеет единый и отработанный стандарт поведения. К каждому члену коллектив выдвигает определенные требования.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие принципы системы воспитания Макаренко:
Макаренко считал, что любое воспитание должно включать в себя вовлечение ребёнка в жизнь общества. Детский коллектив и педагог-воспитатель в его составе является основной воспитательной средой. Взрослый не имеет абсолютного авторитета, а находится в коллективе на общих основаниях. В процессе трудовой деятельности все участники коллектива обладают равными правами. Таким образом, данный подход поможет сформировать самостоятельную, деятельную и активную личность.
Педагог должен регулярно находиться рядом с ребенком и оказывать ему всяческую поддержку как товарищ, а не наставник или лидер.
Осуществление трудовой деятельности является основным процессом в системе воспитания по Макаренко. При этом вид труда каждый участник коллектива выбирает самостоятельно, исходя их своих талантов и возможностей.
Антон Семёнович уделял большое внимание семейному воспитанию. По мнению Макаренко, воспитание родителей играет главную роль в процессе формирования личности их ребёнка. То, какой личный пример, они подают ребёнку, что говорят о различных сферах деятельности человека, политики и т.п. влияет на процесс воспитания. Ребёнка как губка впитывает в себя манеры поведения, часто используемые фразы взрослых. Воспитательные беседы занимают не последнее место в процессе воспитания, но главное место отведено именно поведению самих родителей. Взрослые в первую очередь должны быть требовательны и внимательны к своим поступкам, это и составляет основной принцип семейного воспитания.
Родители должны быть искренни и честны со своими детьми. Главная ошибка большинства родителей - попытка взять всё под свой контроль и следовать за ребёнком по пятам. Они не понимают, что это приносит ему большой вред. Ребенок при таком воспитании вырастает в абсолютно несамостоятельного человека, который не в состоянии принять решения. Ещё одним последствием такого подхода к воспитанию может быть неправильно выбранное направление духовного развития чада. Таким образом, необходимо предоставить ребёнку достаточное количество личного пространства и самостоятельности в некоторых действиях.
Окружающий мир оказывает сильное влияние на ребенка. Он должен быть готов к тому, что мир может быть настроен враждебно по отношению к нему.
На его жизненном пути могут встречаться трудности и соблазны. В таких ситуациях детям нужна будет помощь и совет от взрослых. Это играет очень важную роль в воспитательном процессе.
Очень важно правильно и эффективно организовать жизнь в семье. Каждая мелочь и деталь, возникающая в отношениях между взрослыми и детьми, может оказать значительную роль. Антон Семёнович убежден в том, что у каждого родителя должна быть определенная воспитательная цель. Взрослые, исходя из поставленной цели, должны разработать воспитательную программу и придерживаться её.
В настоящее время в системе педагогики по заслугам оценен вклад А.С. Макаренко в систему воспитания. Главный вклад в педагогическую практику с его стороны - воспитание у обучающихся умение работать в коллективе, подчинять личные интересы интересам коллектива, не теряя при этом своей индивидуальности и развивая инициативность и ответственность за общее дело.
Антон Семёнович обозначил важное место семьи в процессе воспитания ребёнка. Дал характеристику тем параметрам, которым необходимо уделять большое внимание в процессе воспитания.
Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.