Воспитательная система дополнительного образования


Воспитательная система дополнительного образования

Основа воспитательной системы дополнительного образования

Для более глубокого понимания специфики воспитательной системы дополнительного образования, следует изучить внутреннюю структуру воспитательной системы.

Определение 1

Воспитательная система – это вид организации жизнедеятельности и учебно-воспитательной среды в образовательном учреждении, в которой будет осуществляться процесс развития учеников. В ней должны сочетаться целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих составляющих направленных на развитие личности воспитанников.

Для достижения эффективности воспитательной системы, функционированию её согласно поставленным целям, необходимо анализировать отношения сложившиеся в дополнительном образовательном учреждении между воспитанниками и учениками. Известно, что наиболее благоприятно отношения складываются и развиваются в процессе совместной деятельности. Она может стать эффективной лишь в том случае, если каждый член коллектива сможет найти в ней применение своим навыкам, умениям, знаниям.

Если вложить в основу функционирования, развития воспитательной системы дополнительного образования заложить определенную деятельность, в которой будет участвовать весь коллектив, она создаст коллективное отношение, в которые будет входить: взаимная ответственность, взаимопомощь, взаимная заинтересованность в итоговом результате.

Подобные отношения не могут быть созданы по приказу о создании дополнительного образования. Успех организации которая может пробудить интерес к деятельности, сможет сформировать взаимный интерес к партнерам. Изначально данный интерес будет проявляться как к партнёрам, а после уже как к личности. Для эффективного формирования подобных отношений необходимо использовать методику организации коллективного творческого дела.

Воспитательная система дополнительного образования используемая в учреждениях является открытой, по причине того, что учреждение находится в среде которая в большей степени определяет характер всех прочих составляющих системы.

Воспитательная система дополнительного образование является динамичными процессом, которому присуще следующие:

  • Становление;
  • Совершенствование;
  • Обновление;
  • Старение;
  • Завершение.

Процесс развития воспитательного процесса дополнительного образования является управляемым. Процесс управления осуществляется через конкретизированные цели, определяющиеся через расширение основных видов деятельности, внедрение инновационных моделей в образовательный процесс, расширение взаимодействия со средой функционирования.

Создание воспитательной системы с точки зрения модели основывается на теоритических концепциях, которые включают в себя: цель, задачу, принцип, основные идеи, теории педагогики, благоприятный опыт. Под целями можно понимать развитие и саморазвитие активности творческой личности, изучение культуры, внедрение воспитанников в общественную жизнь.

Воспитательная система дополнительного образования

Каждая воспитательная система характеризуется не только наличием связи и взаимодействий между компонентами образующими её, но и неразрывным единством с социумом, при взаимоотношении с которым система реализует целостность своей структуры.

В теории становления, развития, управления воспитательной системой присутствует целесообразность, сутью которой является:

  • Использование системного подхода в воспитании создает интеграцию общих усилий субъектов воспитательного процесса, в результате чего происходит укрепление взаимосвязи компонентов педагогической деятельности.
  • Внедрение в создание воспитательной системы освоение социальной и природной среды, позволит расширить масштаб возможностей воспитательного воздействия на личность индивида.
  • Создавая воспитательную систему необходимо уделять отдельное внимание на процесс формирования традиций, они укрепляют всю систему, повышая её жизнедеятельность.
  • Формируя воспитательную систему необходимо намеренно модулировать условия в которых возможен процесс самореализации личности ребенка, что благоприятно влияет на саморазвитие, творческое проявление, раскрытие индивидуальности.

Глубоко эффективная воспитательная система может стать решающим фактором воздействия на окружающую среду, образуя центр воспитания в образовательном учреждении, обществе, социуме.

Этапы развития воспитательной системы в дополнительном образовании

Замечание 1

Практика создания воспитательных систем показала, что развитие происходит поэтапно, каждый этап имеет свои особенности, специфическое цели, разновидности деятельности, формы организации, связи образующие систему.

Выделяется несколько этапов развития воспитательной системы:

  • Становление;
  • Отработка структуры системы;
  • Окончательное формирование.

Этап становления является сложным и продолжительный, начинается с процесса выявления цели, выработки обновленных ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса, формирования коллективных ценностей.

На втором этапе осуществляется отработка структуры системы, содержания деятельности коллектива. Происходит утверждение видов образующих деятельность, приоритетных направлений функционирования системы. Обрабатываются самые эффективные формы и методы.

На третьем этапе осуществляется окончательное формирование, созданные взаимосвязи становятся крепче, жизнедеятельные процессы дополнительного образования обретают порядок, воспитательная деятельность происходит по обозначенному плану. Происходит усиление интеграционных процессов, которые охватывают познавательную активность в детских досугово-трудовых объединениях.

Педагогический коллектив дополнительного образовательного учреждения переходит в обновленную стадию, в которой они приобретаю вид единого целого, состоящего из взрослых и детей объединенных одной целью.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :