Для более глубокого понимания специфики воспитательной системы дополнительного образования, следует изучить внутреннюю структуру воспитательной системы.
Воспитательная система – это вид организации жизнедеятельности и учебно-воспитательной среды в образовательном учреждении, в которой будет осуществляться процесс развития учеников. В ней должны сочетаться целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих составляющих направленных на развитие личности воспитанников.
Для достижения эффективности воспитательной системы, функционированию её согласно поставленным целям, необходимо анализировать отношения сложившиеся в дополнительном образовательном учреждении между воспитанниками и учениками. Известно, что наиболее благоприятно отношения складываются и развиваются в процессе совместной деятельности. Она может стать эффективной лишь в том случае, если каждый член коллектива сможет найти в ней применение своим навыкам, умениям, знаниям.
Если вложить в основу функционирования, развития воспитательной системы дополнительного образования заложить определенную деятельность, в которой будет участвовать весь коллектив, она создаст коллективное отношение, в которые будет входить: взаимная ответственность, взаимопомощь, взаимная заинтересованность в итоговом результате.
Подобные отношения не могут быть созданы по приказу о создании дополнительного образования. Успех организации которая может пробудить интерес к деятельности, сможет сформировать взаимный интерес к партнерам. Изначально данный интерес будет проявляться как к партнёрам, а после уже как к личности. Для эффективного формирования подобных отношений необходимо использовать методику организации коллективного творческого дела.
Воспитательная система дополнительного образования используемая в учреждениях является открытой, по причине того, что учреждение находится в среде которая в большей степени определяет характер всех прочих составляющих системы.
Воспитательная система дополнительного образование является динамичными процессом, которому присуще следующие:
Процесс развития воспитательного процесса дополнительного образования является управляемым. Процесс управления осуществляется через конкретизированные цели, определяющиеся через расширение основных видов деятельности, внедрение инновационных моделей в образовательный процесс, расширение взаимодействия со средой функционирования.
Создание воспитательной системы с точки зрения модели основывается на теоритических концепциях, которые включают в себя: цель, задачу, принцип, основные идеи, теории педагогики, благоприятный опыт. Под целями можно понимать развитие и саморазвитие активности творческой личности, изучение культуры, внедрение воспитанников в общественную жизнь.
Каждая воспитательная система характеризуется не только наличием связи и взаимодействий между компонентами образующими её, но и неразрывным единством с социумом, при взаимоотношении с которым система реализует целостность своей структуры.
В теории становления, развития, управления воспитательной системой присутствует целесообразность, сутью которой является:
Глубоко эффективная воспитательная система может стать решающим фактором воздействия на окружающую среду, образуя центр воспитания в образовательном учреждении, обществе, социуме.
Практика создания воспитательных систем показала, что развитие происходит поэтапно, каждый этап имеет свои особенности, специфическое цели, разновидности деятельности, формы организации, связи образующие систему.
Выделяется несколько этапов развития воспитательной системы:
Этап становления является сложным и продолжительный, начинается с процесса выявления цели, выработки обновленных ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса, формирования коллективных ценностей.
На втором этапе осуществляется отработка структуры системы, содержания деятельности коллектива. Происходит утверждение видов образующих деятельность, приоритетных направлений функционирования системы. Обрабатываются самые эффективные формы и методы.
На третьем этапе осуществляется окончательное формирование, созданные взаимосвязи становятся крепче, жизнедеятельные процессы дополнительного образования обретают порядок, воспитательная деятельность происходит по обозначенному плану. Происходит усиление интеграционных процессов, которые охватывают познавательную активность в детских досугово-трудовых объединениях.
Педагогический коллектив дополнительного образовательного учреждения переходит в обновленную стадию, в которой они приобретаю вид единого целого, состоящего из взрослых и детей объединенных одной целью.