Уголовно-исправительное законодательство предусматривает для осужденных отбывающих наказание специальную воспитательную работу. Главным отличием воспитательной работы в исправительном учреждении, в отличии от обычного, является взаимодействие с осужденными лицами в местах лишения свободы. Основные формы и направленности вопросов образования осужденных урегулированы уголовно-исполнительным законодательством. Им устанавливается порядок организации библиотечно-клубной, физкультурной, спортивной работы, трудового, нравственного воспитания.
Исправительная колония схожа по режиму с колонией-поселения, нет охраны, ослаблена изоляция, в значительной мере снижены запреты режима что создает благоприятные предпосылки для достижения главных задач колоний – испытать заключенных, закрепить результат и подготовить их к жизни на свободе.
Правительство Российской Федерации утверждает нормы материально-технической базы для формирования воспитательного процесса с осужденными в исправительном учреждении. Под распорядком в исправительном учреждении понимается время проведения исправительно-воспитательных мероприятий, в которых обязан принимать участие каждый осужденный, в будущем это будет учитываться при анализе степени перевоспитания что поможет в рассмотрении условно-досрочного освобождения, пересмотре меры наказания и срока пребывания в исправительном учреждении. Также принятие осужденным участия в исправительных мероприятиях учитывается при рассмотрении премирования и взыскания.
Наука уголовно-исправительного права рассматривает результат системного воздействия на индивидуальную личность осужденного, как результат проявляющийся в безопасности поведения по отношения другим членам общества. Так как степень исправления определённого осужденного всегда происходит по индивидуальной схеме, степень достижения цели перевоспитания может отличаться. Главной целью является трансформирование искаженных культурно-нравственных ориентаций у осужденного, которые подводили его к совершению определённого преступления, в социально-позитивные.
Под исправлением осуждённого понимается формирование у него следующих качеств:
Для определения степени целостности и постоянства данных качеств в осужденном проводятся специальные психологические тесты, создаются стрессовые ситуации в которых от осужденного требуется максимальная включенность в процесс, от положительного результата подобных проверок зависит дальнейший срок пребывания в исправительной колонии.
Воспитательная система в исправительном учреждении является процессом гибким, так как объекты воздействия обладают не стандартной психологической структурой мозга. У многих осужденных сформировалось и укоренилось стойкое недоверие к людям не из их социального круга, в особенности к представителям закона. Именно поэтому каждый участник воспитательного процесса должен обладать глубокими познаниями в психологии, применять их на практике без агрессии и не уважительных действий.
Каждый осужденный имеет свои особенности в отклонении в психике. У кого-то это произошло под влиянием семейного быта, кто-то выбрал это осознанно, вне зависимости от причин возникновения отклонения необходимо прорабатывать каждую в индивидуальном порядке для достижения наиболее глубокого и стабильного эффекта воздействия.
Под основными направлениями воспитательной работы в исправительной колонии понимаются:
Нравственное воспитание осужденных подразумевает под собой ознакомительные процессы с нравственными ценностями общечеловеческого общества. На этом происходит формирование личности осужденного, жизненной роли, укрепление в сознании осужденного моральны норм и принципов, идеалов нравственности и убеждения.
Правовое воспитание ставит перед собой цель формирования у осужденных основы правовой культуры и правового сознания, уважительного отношения к законам, желания всегда и во всем соблюдать его. Правовое воспитание, агитация к соблюдению законов, учтённые моменты право-послушного поведения оказывают положительное влияние на личность осужденного, предотвращая возможные преступления как в стенах исправительной колонии, так и за её пределами.
Трудовое воспитание прививает осужденным стремление развивать свои трудовые навыки и умения, формирует психологическую готовность и потребность в труде с пользой для самого себя, общества. Привлекая осужденного к труду необходимо указать ему на то, что это единственный верный путь для него в будущей жизни за пределами колонии.
Физическое воспитание осужденных осуществляется через физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Её направленность состоит не только из организации досугового времени осуждённых, но ещё из выработки умений через физические нагрузки развивать организм, поддерживая его в хорошем состоянии на протяжении всего времени пребывания в колонии. Под иным воспитанием понимается политическое, социальное, эстетическое, экономическое, экологическое.
Воспитательная работа осужденных является процессом совмещающим в себе физическое и психологическое воздействие. Для достижения наиболее эффективного результата необходимо проводить параллельный анализ между взаимодействием каждого воспитательного метода. Это поможет выявить те моменты, в которых происходит наибольшая нагрузка на осужденного, не смотря на свой статус его человеческие качества не должны быть ущемлены. Гуманность и человечность должны быть не исключающими себя из процесса воспитания в исправительном учреждении.