Являясь самостоятельной наукой, педагогика располагает своим терминологическим аппаратом, понятиями и категориями, которые базируются на основных терминах и развиваются в рамках конкретного направления исследования.
Педагогическая наука тесно взаимодействует с:
С помощью этики мы наглядно представляем пути нравственного создания и формирования человека. В эстетике раскрываются принципы ценностного восприятия мира.
И педагогическая, и социологическая науки находят пути перевода совместных результатов исследований по социологии в конкретные воспитательные задачи. Такие задачи сообща решают: семья, образовательные, воспитательные и культурные организации, социальные, политические, общественные и государственные учреждения.
Педагогическая теория и практика имеет тесную связь с экономикой, и решает проблемы экономики образования, и организовывает экономическое просвещение современных людей.
И наконец, взаимодействие психологии с педагогикой является традиционным. Результаты психологических разработок и исследований, которые обратились в законы психического формирования и развития человека, могут позволить преподавателям организовать процесс обучения и воспитания, опирается на эти законы и обеспечивает создание его как субъекта, индивидуальности и неповторимой личности.
Современная педагогика тесно взаимосвязана с разными естественными и гуманитарными областями знаний. Доминирующее влияние психологической, философской и антропологической науки. Именно такие науки могут определять основные направления развития педагогической теории и практики.
На сегодняшний день педагогика - это наука об основах, законах, средствах, формах и методах в обучении и воспитании человеческой личности. Проблемы, рассматриваемые педагогикой, являются жизненными и общекультурными. Современный человек должен знать стили поведения, формы обучения и воспитания, разные типы образования российские и зарубежные, а также владеть эффективными воспитательными приемами, способами взаимодействия, сотрудничества и взаимопонимания. Родители могут выбрать тип образования, но они должны представлять формы обучения и виды специализированных и общеобразовательных учебных заведений. Современное поколение живет в информационном обществе, оно постоянно самосовершенствуется, овладевает основными средствами передачи и обмена информационными данными, коммуникативными способами.
Функция воспитания и обучения присуща каждому человеку и в повседневной жизни в том числе, и не зависит от образования и профессии.
Для профессионального обучения и воспитания нужно владеть научными педагогическими знаниями. Только при помощи знания не всегда можно результативно выполнять педагогические задания. Для того, чтобы процесс обучения и воспитания приносил удовлетворение и положительные результаты, нужно проявить педагогическое мастерство и органично соединить научно-педагогические знания с постоянным творческим началом человека, на которого возложена педагогическая миссия.
Педагогическая наука является культурным элементом. Современный человек должен быть и педагогически развит, что приобщит его к мировой культуре.
Различные воспитательные и образовательные парадигмы складывались в разные эпохи исторического развития общества. Такие парадигмы ценны и с научно-педагогической, и с общекультурной точки зрения.