Роль и значение педагогической теории


Роль и значение педагогической теории

Роль педагогической теории

Являясь самостоятельной наукой, педагогика располагает своим терминологическим аппаратом, понятиями и категориями, которые базируются на основных терминах и развиваются в рамках конкретного направления исследования.

Педагогическая наука тесно взаимодействует с:

  • философией;
  • этикой;
  • эстетикой;
  • логикой;
  • социологией;
  • психологией;
  • математикой.

С помощью этики мы наглядно представляем пути нравственного создания и формирования человека. В эстетике раскрываются принципы ценностного восприятия мира.

И педагогическая, и социологическая науки находят пути перевода совместных результатов исследований по социологии в конкретные воспитательные задачи. Такие задачи сообща решают: семья, образовательные, воспитательные и культурные организации, социальные, политические, общественные и государственные учреждения.

Педагогическая теория и практика имеет тесную связь с экономикой, и решает проблемы экономики образования, и организовывает экономическое просвещение современных людей.

И наконец, взаимодействие психологии с педагогикой является традиционным. Результаты психологических разработок и исследований, которые обратились в законы психического формирования и развития человека, могут позволить преподавателям организовать процесс обучения и воспитания, опирается на эти законы и обеспечивает создание его как субъекта, индивидуальности и неповторимой личности.

Связь педагогики и других наук

  1. Деятельностное отношение к развитию личности, кибернетические идеи организации динамических систем, освоение основных научных положений синергетического подхода к воспитательному процессу при помощи творческих методов.
  2. Использование методов и средств других наук: математическое моделирование и проектирование, анкетирование, социологический опрос.
  3. Применение результатов разработок, которые были получены разными науками: физиологические сведения о работоспособности разных возрастных групп, главные его психические новообразования в процессе формирования.
  4. Решение общих проблем усилиями преподавателей и специалистов в сфере естественного и гуманитарного знания: переход к систематическому обучающему процессу детей с шестилетнего возраста, организация обучающего процесса параллельно с лечением и профилактикой заболеваний.
  5. Разработка терминов и категорий из разных областей научного знания для более детального и углубленного объяснения педагогических процессов и явлений: диверсификация образования, моделирование, педагогическая квалиметрия.
Замечание 1

Современная педагогика тесно взаимосвязана с разными естественными и гуманитарными областями знаний. Доминирующее влияние психологической, философской и антропологической науки. Именно такие науки могут определять основные направления развития педагогической теории и практики.

На сегодняшний день педагогика - это наука об основах, законах, средствах, формах и методах в обучении и воспитании человеческой личности. Проблемы, рассматриваемые педагогикой, являются жизненными и общекультурными. Современный человек должен знать стили поведения, формы обучения и воспитания, разные типы образования российские и зарубежные, а также владеть эффективными воспитательными приемами, способами взаимодействия, сотрудничества и взаимопонимания. Родители могут выбрать тип образования, но они должны представлять формы обучения и виды специализированных и общеобразовательных учебных заведений. Современное поколение живет в информационном обществе, оно постоянно самосовершенствуется, овладевает основными средствами передачи и обмена информационными данными, коммуникативными способами.

  1. Существует бытовое толкование педагогической науки. Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится выступать в качестве педагога: обучать и воспитывать своего ребенка, членов семьи, коллег по совместной рабочей деятельности.
  2. Существует практическое толкование педагогической науки. Педагогика является одной из сфер деятельности человека и связана она с передачей жизненной информации от старшего поколения к младшему. Здесь взаимодействует народная (житейская) педагогика с искусством воспитания.
  3. Педагогика и наука, и в то же время отрасль человековедения. Педагогика влияет на формирование и развитие человека в совокупности с природными, общественными и индивидуальными факторами. Следовательно, педагогические идеи, теории, модели, прогнозы и рекомендации построены только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно создается при помощи психологии, философии, истории, социологии, экономики, логики, физиологии.
  4. Педагогика является учебной дисциплиной, включающей в себя теоретическую и практическую методику обучения и воспитания.
  5. Педагогика является отраслью гуманитарного знания и имеет место в общекультурном контексте современной жизни. Это называется педагогической культурой человека.

Функция воспитания и обучения присуща каждому человеку и в повседневной жизни в том числе, и не зависит от образования и профессии.

Для профессионального обучения и воспитания нужно владеть научными педагогическими знаниями. Только при помощи знания не всегда можно результативно выполнять педагогические задания. Для того, чтобы процесс обучения и воспитания приносил удовлетворение и положительные результаты, нужно проявить педагогическое мастерство и органично соединить научно-педагогические знания с постоянным творческим началом человека, на которого возложена педагогическая миссия.

Педагогическая наука является культурным элементом. Современный человек должен быть и педагогически развит, что приобщит его к мировой культуре.

Различные воспитательные и образовательные парадигмы складывались в разные эпохи исторического развития общества. Такие парадигмы ценны и с научно-педагогической, и с общекультурной точки зрения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :