Понятие "педагогика" является многозначным. Под этим понятием понимается педагогическая наука. С другой стороны, педагогика может быть искусством, тогда ее можно приравнять к педагогической деятельности. Педагогикой называется и система деятельности, практикующаяся в учебных материалах, методах, средствах. Иногда такая трактовка порождает путаницу и неясность. В настоящий момент педагогикой обозначают различные представления методов, подходов, организационных форм обучения: развивающая педагогика, педагогика рисков, отождествляющая педагогика. Педагогической действительностью называется часть общей действительности, включенная в педагогическую деятельность. Сюда можно отнести:
Подобная деятельность отражается не только в научной сфере. Наука является проявлением одной из форм сознания общества. Действительность отражается в обыденном (стихийно-эмпирический) познавательном процессе, а также в форме художественных образов.
Педагогическая наука занимается изучением особого вида деятельности. Такая деятельность носит целенаправленный характер, так как преподаватель ставит перед собой цели: обучить, привить конкретные личностные качества (самовоспитание, саморазвитие, гуманизм, творческие способности). Это передача новому поколению ранее накопленного социального опыта. Иногда это называется культурной трансляцией.
Следовательно, педагогика определяется как наука, которая занимается изучением особой, социальной и личностно детерминированной деятельностью, приобщающую человеческие существа к общественной жизни. Подобный вид деятельности направлен на усвоение человеком социального и культурного опыта, и ее самостоятельное развитие, называется объектом педагогической науки.
Педагогика выполняет такие же функции, как и любая другая наука: описывает, объясняет, предсказывает явления тех участков действительности, изучением которых она занимается. Такие функции являются взаимосвязанными. Например, чтобы предсказать (прогностическая функция) нужно объяснить определенное положение вещей поиском закономерностей в конкретных условиях. Объяснить неэффективность конкретного обучающего метода можно описав факты, когда его применение не привело к усвоению обучающимися учебных материалов.
Получение знаний в педагогике, которые отображают действительность теоретического или эмпирического знания, не отличается от процессов, которые происходят в физике, химии, истории, математике. Педагогическая реальность не ограничивается объективным отображением изучаемых процессов, хотя бы и самым подлинным. Она способна повлиять на воспитательную реальность, преобразовать ее и постоянно совершенствовать.
Следовательно, в ней совместимы две функции, в других научных сферах обычно поделенные разными дисциплинами: нормативная и регулятивная.
Функция научно-теоретическая осуществляется при помощи фундаментальных наук: физика, химия, биология; конструктивно-техническая функция присуща медицинским и техническим наукам. В педагогической науке такие функции совместимы. Педагогика не характеризуется, как только теоретическая, или только прикладная наука. Она может описывать и объяснять педагогические явления, или указывать на правильные методы обучения и воспитания. Выполняя научно-теоретическую функцию, ученым отражается педагогическая действительность как нечто сущее. Результатом являются сведения эффективности или неэффективности труда преподавателей с новым учебным материалом, трудности, испытываемые учениками при освоении учебного материала, состав, функции и структура содержательной части образования.
Когда ученым выполнена конструктивно-техническая функция, это является отображением педагогической действительности в реальности. Это сведения о планировании, осуществлении и совершенствовании педагогической деятельности, в соответствии с целью учебного процесса и условием, в котором он проходит. Сюда можно отнести общие обучающие и воспитательные принципы, принципы обучения отдельному предмету, педагогические закономерности, рекомендации.
Практическая сторона педагогики является непосредственной деятельностью преподавателей и наставников, она предъявляет требования к субъекту и объекту педагогической науки. Речь идет о качестве учебного процесса и теоретической области научной методологии. Она устанавливает форму и содержание развития педагогической науки.
Анализируемые ступени педагогической науки могут позволить с точностью изучить явления и процессы в обучении и воспитании. Из чего следует правильный вывод их содержания и специфике осуществляемых функций.
Основные ступени анализа в педагогической теории:
Педагогическая наука оперирует внешними характеристиками личности. Сюда можно отнести социальную и групповую принадлежность.