Особенности и функции педагогической теории


Особенности и функции педагогической теории

Особенности педагогической науки

Понятие "педагогика" является многозначным. Под этим понятием понимается педагогическая наука. С другой стороны, педагогика может быть искусством, тогда ее можно приравнять к педагогической деятельности. Педагогикой называется и система деятельности, практикующаяся в учебных материалах, методах, средствах. Иногда такая трактовка порождает путаницу и неясность. В настоящий момент педагогикой обозначают различные представления методов, подходов, организационных форм обучения: развивающая педагогика, педагогика рисков, отождествляющая педагогика. Педагогической действительностью называется часть общей действительности, включенная в педагогическую деятельность. Сюда можно отнести:

  • ученика;
  • учителя;
  • обучающие и воспитательные методы;
  • учебную литературу.

Подобная деятельность отражается не только в научной сфере. Наука является проявлением одной из форм сознания общества. Действительность отражается в обыденном (стихийно-эмпирический) познавательном процессе, а также в форме художественных образов.

Педагогическая наука занимается изучением особого вида деятельности. Такая деятельность носит целенаправленный характер, так как преподаватель ставит перед собой цели: обучить, привить конкретные личностные качества (самовоспитание, саморазвитие, гуманизм, творческие способности). Это передача новому поколению ранее накопленного социального опыта. Иногда это называется культурной трансляцией.

Замечание 1

Следовательно, педагогика определяется как наука, которая занимается изучением особой, социальной и личностно детерминированной деятельностью, приобщающую человеческие существа к общественной жизни. Подобный вид деятельности направлен на усвоение человеком социального и культурного опыта, и ее самостоятельное развитие, называется объектом педагогической науки.

Функции педагогической науки

Педагогика выполняет такие же функции, как и любая другая наука: описывает, объясняет, предсказывает явления тех участков действительности, изучением которых она занимается. Такие функции являются взаимосвязанными. Например, чтобы предсказать (прогностическая функция) нужно объяснить определенное положение вещей поиском закономерностей в конкретных условиях. Объяснить неэффективность конкретного обучающего метода можно описав факты, когда его применение не привело к усвоению обучающимися учебных материалов.

Получение знаний в педагогике, которые отображают действительность теоретического или эмпирического знания, не отличается от процессов, которые происходят в физике, химии, истории, математике. Педагогическая реальность не ограничивается объективным отображением изучаемых процессов, хотя бы и самым подлинным. Она способна повлиять на воспитательную реальность, преобразовать ее и постоянно совершенствовать.

Следовательно, в ней совместимы две функции, в других научных сферах обычно поделенные разными дисциплинами: нормативная и регулятивная.

Функция научно-теоретическая осуществляется при помощи фундаментальных наук: физика, химия, биология; конструктивно-техническая функция присуща медицинским и техническим наукам. В педагогической науке такие функции совместимы. Педагогика не характеризуется, как только теоретическая, или только прикладная наука. Она может описывать и объяснять педагогические явления, или указывать на правильные методы обучения и воспитания. Выполняя научно-теоретическую функцию, ученым отражается педагогическая действительность как нечто сущее. Результатом являются сведения эффективности или неэффективности труда преподавателей с новым учебным материалом, трудности, испытываемые учениками при освоении учебного материала, состав, функции и структура содержательной части образования.

Замечание 2

Когда ученым выполнена конструктивно-техническая функция, это является отображением педагогической действительности в реальности. Это сведения о планировании, осуществлении и совершенствовании педагогической деятельности, в соответствии с целью учебного процесса и условием, в котором он проходит. Сюда можно отнести общие обучающие и воспитательные принципы, принципы обучения отдельному предмету, педагогические закономерности, рекомендации.

Практическая сторона педагогики является непосредственной деятельностью преподавателей и наставников, она предъявляет требования к субъекту и объекту педагогической науки. Речь идет о качестве учебного процесса и теоретической области научной методологии. Она устанавливает форму и содержание развития педагогической науки.

Анализируемые ступени педагогической науки могут позволить с точностью изучить явления и процессы в обучении и воспитании. Из чего следует правильный вывод их содержания и специфике осуществляемых функций.

Основные ступени анализа в педагогической теории:

  1. Гносеологическая ступень. Правильное формулирование общих научных подходов к анализируемым педагогическим явлениям и процессам.
  2. Мировоззренческая ступень. Факторы формирования и развития личностных характеристик ребенка и взрослого,
  3. Научно-содержательная ступень. Формулирует и обосновывает педагогические законы, теорию и методы обучающей и воспитательной деятельности человека.
  4. Логико-гносеологическая ступень. Осмысление предмета и объекта педагогической науки, определение ключевых терминов и понятий. Сюда можно отнести и соотношение прикладных и фундаментальных разработок, сделать прогноз в развитии самой педагогической науки. Педагогика имеет дело с конкретным человеком, личностью. Насколько она может знать и учесть их разные особенности, свойства и факторы (внутренние и внешние), зависит результативность воздействия педагогической науки.

Педагогическая наука оперирует внешними характеристиками личности. Сюда можно отнести социальную и групповую принадлежность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :