Структура методологического знания имеет четыре уровня (по Э. Г. Юдиной):
- философский, представленный общими принципами познания и категориальным строем науки в целом;
- общенаучный, содержащий теоретические концепции, которые применяются ко всем или множеству научных дисциплин;
- конкретно-научный, представленный совокупностью методов, принципов исследования, в конкретных специальных научных дисциплинах;
- технологический, который содержит в себе методику и технику исследования, обеспечивает получение достоверного эмпирического материала и его обработку.
Философский уровень
Основание педагогической теории основывается на философской модели описания мира. Коротко обозначим те главные положения философских устремлений, которые более часто лежат в базе педагогических теорий:
- Неотомизм. Основатель данного направления - средневековый философ Фома Аквинский с целью усиления воздействия церкви на человека признал разум как средство, которое необходимо для доказательств религиозных догм. Он полагал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не сможет раскрыть сущность мира, а наивысшая истина будет постигнута лишь посредством приближения к Богу, только «сверхразумом».
- Позитивизм и неопозитивизм. Наибольшая часть представителей данного направления - крупные ученые-естественники. Для позитивистов правильным и испытанным является лишь то, что получено при помощи количественных методов. Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в сферу педагогики, неопозитивисты отдают приоритеты в процессах обучения не его содержаниям, а методам познания, считая, что основное - не знание, а методы их приобретения.
- Прагматизм. Основное понятие - «опыт», а познания действительности сводятся к индивидуальному опыту людей. Отрицая наличия объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякие знания истинны, если они получены в процессах практической деятельности человека и полезны для него.
- Экзистенциализм. Главное понятие данного философского наблюдения - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие индивидуума, который погружен в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир имеется только благодаря бытию субъектов. Они отрицают существование объективных знаний и объективной истины. Окружающий мир такой, каким его воспринимает внутреннее Я человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программы и учебников в школе.
Диалектический материализм. Крупные его представители К. Маркс и Ф. Энгельс объяснили роли общественной практики в познаниях, органично соединили материализм и диалектику. Главные положения данного научного направления сводятся к следующему:
- материя - первична, сознание - вторично, оно появляется в результате формировании материи и является его продуктом;
- явление объективного мира и сознания взаимосвязано и взаимозависимо и, значит, причинно обусловлено;
- все предметы и явления находятся в движениях, развитиях и изменениях.
Общенаучный уровень
Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим.
Системный подход отражает общие связи и взаимообусловленности процесса и явления окружающей действительности. Суть системного подхода состоит в том, что относительно независимые компоненты анализируются не изолированно, а в их взаимосвязях, в развитии и движении. Данный подход требует реализаций принципов единства педагогической теории и практики.
Аксиологический подход - это основания новой методологии педагогики. Он свойственен гуманистической педагогике, рассматривающей людей как наивысшую цель общества и самоцель общественного развития.
Замечание 1
Значит, аксиология, будучи наиболее общей по отношению к гуманистическим проблематикам, может анализироваться как база новой философии образования и соответственно методологий современной педагогики.
Аксиологический подход предполагает, что одной из важных задач педагогики является исследование отношения к человеку как к субъектам познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в данной связи получает особенную значимость, выступая как главное средство гуманистической сущности людей.
Конкретно-научный уровень
Конкретно-научный уровень содержит в себе следующие подходы:
- Личностный подход - ориентации при конструированиях и реализациях педагогических процессов на личность как цели, субъекты, результаты и главные критерии его результативности. Предполагает опору в образовании на естественные процессы саморазвития творческого потенциала и способности человека, основание для этого соответственных условий.
- Деятельностный подход - рассмотрения деятельности как основы, средства и решающих условий формирования личности. Уже во время обучения нужно в меру возрастных специфик вовлекать ребенка в многообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность ребенка.
- Полисубъектный (диалогический) подход - ориентации на то, что человеческая сущность существенно труднее и разностороннее, чем деятельность. Активность личностей, их потребности в саморазвитии происходят в условии взаимоотношения с иными людьми.
- Культурологический подход анализирует культуру как универсальные характеристики деятельности, социальную среду и устремленность ее ценностных типологических специфик.
- Этнопедагогический подход выражается в единстве интернационального, национального и индивидуального.
- Антропологический подход - системные использования всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построениях и осуществлениях педагогического процесса.
Технологический уровень
Данный уровень содержит в себе методики и технологии педагогических исследований, которые обеспечивают получения и анализ достоверных эмпирических материалов. Отличают фундаментальное и прикладное педагогическое исследование. Фундаментальные исследования устремлены на основание педагогических концепций и новых моделей формирования образовательной системы, а прикладные исследования исследуют элементы педагогических систем и содержат обоснования конкретных научно-практических рекомендаций.
Каждое педагогическое исследование предполагает формулировки проблем, объектов, предметов, целей, задач и гипотез исследования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость полученных итогов являются критерием качества исследования.