Дистинктивную грань нашей современности представляют собой скоростные темпы накопления и новаторства в сциентифических знаниях, форсайте и технологических системах. Все эти инновации в дальнейшем мы с лёгкостью и с результативностью применяем на практике не только в работе или в повседневности и во времяпрепровождение, а также широкое применение им находит и образовательная деятельность.
Рецентная педагогическая наука находится в непрерывном развитии и совершенствовании. Педагогический процесс, так же как и человек, эволюционирует. Розги, горох и плети в педагогике остались в глубоком прошлом, современные педагоги используют более гуманные и эффективные методы и средства обучения и воспитания. С каждым новым поколением педагогов, стремящихся заинтересовать воспитанников, увлечь и развить пытливый детский ум, формируется более демократизирующее образование, глобально в образовательных учреждениях вводится диверсификацирование и дифференцирование в обучение.
Систематически создаются новые направления в образовании, проводятся педагогические эксперименты, наиболее удачные из которых внедряются в практику широко используемых педагогических методик. В качестве примера можно привести открытые школы, целевая программа которых сконцентрирована на тесной взаимосвязи процесса обучения и окружающего мира, а так же на развитии самостоятельности учеников в обучении, самовоспитании и в обыденности жизненных процессов. На смену традиционной организации классно-урочной системы, пришли альтернативные школы, деятельность которых направлена на уважение, доброту, человечность взаимоотношений актантов учебно-воспитательного процесса.
В начале XX века существенный вклад в развитие педагогики внесли выдающиеся личности:
Они являются основоположниками периода формирования начальных советских педагогических теорий и концепций. Передовые демократические принципы носили объемный образ, демонстрирующий идеологический, институциональный, легитимный, организационный и процессуальный уровень. Ключевыми принципами были: связь школы с жизнью, трудовой, равенства и т.д.
Сейчас колоссальное внимание предоставляется конкретной спецификации задач и вопросам воспитания индивида. Еще в 80-х годах известные педагоги-новаторы, такие как Шаталов В.Ф., Волков И.П., Иванов И.П., предлагали новый подход в обучении – сотрудничество. Они считали, что ребенок должен проявлять добровольное желание к обучению, между учителем и учеником необходимо взаимодействие. В приоритет выставлялись: личность ребенка, жизнеутверждающие идеи, совместная деятельность с воспитанником и группой, гарантия положительного результата каждому ребенку.
Таким образом, ребенок выступал не просто объектом, а рассматривался как субъект.
Актуальным направлением на данный момент в педагогике становится непрерывное образование, которое стремится к своеобразной целостной системе и включает в себя базовое образование, как фундаментальную основу развития индивида, среднее и (или) высшее профессиональное образование, в дальнейшем самообразование, повышение квалификации и переподготовку. Плавный переход в натурализацию знаний, т.е. происходит конфронтация постижения индивида и изучаемого объекта (предмета); репрезентация реальности, проявление содержания представления об объектах; единство познания различных наук; закономерность взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями; генерирование знаний, умений, навыков одного поколения и передача их потомкам, для успешного прогресса (самосовершенствования) человечества.
В качестве индивидуального самосовершенствования ребенка наблюдается цепочка: плавный переход от школы, где ученик уже постепенно вырисовывает и представляет направление своей дальнейшей деятельности к последующему профессиональному обучению, где продолжается его деятельность путем углубленного изучения интересующей области. После окончания профессионального обучения, уже вполне сформировавшаяся и четко определившаяся в области своей дальнейшей деятельности личность, приступает к работе и самосовершенствованию путем переподготовки и повышения квалификации.
Приведем весьма успешный наглядный пример такого непрерывного образовательного процесса: при Астраханском Государственном Университете, химическим факультетом практикуется уже в течение десяти лет тесное сотрудничество со школами. Проводятся ежегодные конференции с учениками, где ребята предоставляют свои работы на конкурс. В школе на внеурочных занятиях химии, ведутся научно-исследовательские работы, где ребята могут проявить свой потенциал и углубленно вникнуть в изучение заинтересовавшего предмета. Учитель на таких занятиях как раз-таки выступает единомышленником ребенка, ярко наблюдается сотрудничество педагог – ученик, у ребенка возникает жажда к знаниям, стремление изучить объект исследования, самостоятельно найти ответы на вопросы, которые его интересуют, учитель лишь корректирует и ненавязчиво направляет ребенка.
В результате экспериментальной деятельности, обучаемому приходится работать не только с химией, но и с другими школьными предметами, прослеживается тесная метапредметная связь, все предметы взаимосвязаны, ведь приходится писать статьи, доклады и презентации. Кроме того, активно задействуется и «параллельная школа» - источники СМИ и интернет. Полученный результат предоставляется на конкурсную оценку жюри (преподавателям вуза). Кроме того при университете находятся лицей и колледж, куда ребята могут поступить учиться после окончания школы (колледж) или заниматься во время обучения (лицей) и продолжить начатую научно-исследовательскую работу, а в дальнейшем продолжить обучение в вузе, опять же по своему направлению. Соответственно найти работу по своей специальности или же остаться работать при университете.
Таким образом, мы на конкретном примере рассмотрели тенденции педагогического процесса (натурализацию, технологизацию, гуманизацию, гуманитаризацию и фундаментализацию знаний).
Все тенденции совокупно взаимодействуют, каждая составляющая теоретической педагогической науки и практической части демонстрирует гибкость в сочетании друг с другом.