Тенденции педагогической науки


Тенденции педагогической науки

Становление педагогической науки

Дистинктивную грань нашей современности представляют собой скоростные темпы накопления и новаторства в сциентифических знаниях, форсайте и технологических системах. Все эти инновации в дальнейшем мы с лёгкостью и с результативностью применяем на практике не только в работе или в повседневности и во времяпрепровождение, а также широкое применение им находит и образовательная деятельность.

Рецентная педагогическая наука находится в непрерывном развитии и совершенствовании. Педагогический процесс, так же как и человек, эволюционирует. Розги, горох и плети в педагогике остались в глубоком прошлом, современные педагоги используют более гуманные и эффективные методы и средства обучения и воспитания. С каждым новым поколением педагогов, стремящихся заинтересовать воспитанников, увлечь и развить пытливый детский ум, формируется более демократизирующее образование, глобально в образовательных учреждениях вводится диверсификацирование и дифференцирование в обучение.

Систематически создаются новые направления в образовании, проводятся педагогические эксперименты, наиболее удачные из которых внедряются в практику широко используемых педагогических методик. В качестве примера можно привести открытые школы, целевая программа которых сконцентрирована на тесной взаимосвязи процесса обучения и окружающего мира, а так же на развитии самостоятельности учеников в обучении, самовоспитании и в обыденности жизненных процессов. На смену традиционной организации классно-урочной системы, пришли альтернативные школы, деятельность которых направлена на уважение, доброту, человечность взаимоотношений актантов учебно-воспитательного процесса.

Выдающиеся педагоги

В начале XX века существенный вклад в развитие педагогики внесли выдающиеся личности:

  • Н. К. Крупская;
  • С. Т. Шацкий;
  • А. С. Макаренко;
  • Л. В. Занков;
  • В. А. Сухомлинский;
  • Я. Корчак;
  • Ш. А. Амонашвили и др.,

Они являются основоположниками периода формирования начальных советских педагогических теорий и концепций. Передовые демократические принципы носили объемный образ, демонстрирующий идеологический, институциональный, легитимный, организационный и процессуальный уровень. Ключевыми принципами были: связь школы с жизнью, трудовой, равенства и т.д.

Сейчас колоссальное внимание предоставляется конкретной спецификации задач и вопросам воспитания индивида. Еще в 80-х годах известные педагоги-новаторы, такие как Шаталов В.Ф., Волков И.П., Иванов И.П., предлагали новый подход в обучении – сотрудничество. Они считали, что ребенок должен проявлять добровольное желание к обучению, между учителем и учеником необходимо взаимодействие. В приоритет выставлялись: личность ребенка, жизнеутверждающие идеи, совместная деятельность с воспитанником и группой, гарантия положительного результата каждому ребенку.

Замечание 1

Таким образом, ребенок выступал не просто объектом, а рассматривался как субъект.

Актуальное состояние педагогической науки и тенденции

Актуальным направлением на данный момент в педагогике становится непрерывное образование, которое стремится к своеобразной целостной системе и включает в себя базовое образование, как фундаментальную основу развития индивида, среднее и (или) высшее профессиональное образование, в дальнейшем самообразование, повышение квалификации и переподготовку. Плавный переход в натурализацию знаний, т.е. происходит конфронтация постижения индивида и изучаемого объекта (предмета); репрезентация реальности, проявление содержания представления об объектах; единство познания различных наук; закономерность взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями; генерирование знаний, умений, навыков одного поколения и передача их потомкам, для успешного прогресса (самосовершенствования) человечества.

В качестве индивидуального самосовершенствования ребенка наблюдается цепочка: плавный переход от школы, где ученик уже постепенно вырисовывает и представляет направление своей дальнейшей деятельности к последующему профессиональному обучению, где продолжается его деятельность путем углубленного изучения интересующей области. После окончания профессионального обучения, уже вполне сформировавшаяся и четко определившаяся в области своей дальнейшей деятельности личность, приступает к работе и самосовершенствованию путем переподготовки и повышения квалификации.

Приведем весьма успешный наглядный пример такого непрерывного образовательного процесса: при Астраханском Государственном Университете, химическим факультетом практикуется уже в течение десяти лет тесное сотрудничество со школами. Проводятся ежегодные конференции с учениками, где ребята предоставляют свои работы на конкурс. В школе на внеурочных занятиях химии, ведутся научно-исследовательские работы, где ребята могут проявить свой потенциал и углубленно вникнуть в изучение заинтересовавшего предмета. Учитель на таких занятиях как раз-таки выступает единомышленником ребенка, ярко наблюдается сотрудничество педагог – ученик, у ребенка возникает жажда к знаниям, стремление изучить объект исследования, самостоятельно найти ответы на вопросы, которые его интересуют, учитель лишь корректирует и ненавязчиво направляет ребенка.

В результате экспериментальной деятельности, обучаемому приходится работать не только с химией, но и с другими школьными предметами, прослеживается тесная метапредметная связь, все предметы взаимосвязаны, ведь приходится писать статьи, доклады и презентации. Кроме того, активно задействуется и «параллельная школа» - источники СМИ и интернет. Полученный результат предоставляется на конкурсную оценку жюри (преподавателям вуза). Кроме того при университете находятся лицей и колледж, куда ребята могут поступить учиться после окончания школы (колледж) или заниматься во время обучения (лицей) и продолжить начатую научно-исследовательскую работу, а в дальнейшем продолжить обучение в вузе, опять же по своему направлению. Соответственно найти работу по своей специальности или же остаться работать при университете.

Замечание 2

Таким образом, мы на конкретном примере рассмотрели тенденции педагогического процесса (натурализацию, технологизацию, гуманизацию, гуманитаризацию и фундаментализацию знаний).

Все тенденции совокупно взаимодействуют, каждая составляющая теоретической педагогической науки и практической части демонстрирует гибкость в сочетании друг с другом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :