Структурно педагогическую науку можно представить в виде четырех больших разделов:
В качестве объекта изучения педагогики выступают жизненные явления, которые обуславливают развитие, преобразование и совершенствование индивидуальности человека в ходе целенаправленного функционирования педагогов и общества. Например, образовательная деятельность - это целенаправленный воспитательный и обучающий процесс, соответствующий общественным интересам, а также интересам страны и самого индивида.
В качестве предмета исследования современной педагогики рассматриваются перспективы, положения, законы образовательной деятельности, разработка технологии и теории такой деятельности.
Педагогика разрабатывает новые методы, организационные формы, приемы деятельности преподавателя и обучающихся. Цель педагогики - выявить закономерности, найти и применить самые оптимальные методы становления личности, ее преобразования, воспитания и обучения.
Главная функция педагогики - теоретическая, реализуется она с помощью четырех методов: объяснительного, описательного, прогностического, диагностического. не менее важна и технологическая функция, реализуемая при помощи трех уровней: преобразовательного, проективного, рефлексивного. Основные вопросы педагогической науки заключаются в целеполагании, содержании обучающей деятельности, в технологиях и методах функционирования педагогического работника.
Категории педагогической науки:
Классическое структурное устройство педагогики можно представить в виде нескольких важнейших ее разделов.
Возрастная педагогика состоит из нескольких компонентов: педагогика семьи; дошкольное воспитание; начальная, средняя, высшая школа. Каждая часть отличается своей спецификой, которая соответствует возрастным параметрам конкретных групп.
Структурно эта отрасль устроена так, чтобы создать все необходимые условия по формированию развитой и гармоничной личности в любом влзрасте.
Начальная школа изучает воспитательные закономерности для детей от шести до семи лет. В настоящий момент дошкольное образование использует федеральный государственный стандарт второго поколения. Там четко прописаны требования к выпускникам дошкольных образовательных учреждений, учтены социальные заказы общества.
Структура педагогики делит данную отрасль на некоторые подразделы: семейная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, эстетическая педагогика. Семейной педагогикой решаются важнейшие задачи, которые касаются развития и воспитания ребенка в семейной обстановке, это и теоретическое обоснование воспитательного процесса, и анализ опыта воспитания в семье, и внедрение в практические области передовых научных достижений, и разработка технологий взаимоотношения между родителями и педагогическими работниками.
Методы семейной педагогической отрасли необходимо разделить на две части: обучающие (или развивающие) методы и исследовательские методы. При помощи эмпирического способа проводится сбор фактической информации, которая касается обнаружения связей между конкретным научным фактом и домашним воспитательным процессом. При помощи семейного воспитания развивается в обществе подрастающее поколение, оно несет в себе целенаправленное действие родителей с усилиями педагогов.
Этот структурный раздел педагогической науки позволяет вовлекать в образовательную и воспитательную деятельность не только талантливых детей, но и подростков с аномалиями в поведении. Любое исправительно-трудовое мероприятие, в котором принимают участие трудные подростки, перевоспитывает детей, успешно их социализирует. Организуя работу с такими подростками педагогические и психологические работники используют научную методику, учитывают возрастную специфику и социальный опыт обучающихся.
Эта педагогическая отрасль состоит из нескольких педагогических разделов:
Педагогический работник пытается помочь преодолеть отставание умственного развития ребенка, в этом и заключается его основная задача. Дефектолог развивает элементарные навыки поведения у таких детей, речь, социальное общение. Педагог помогает ребенку развить память, внимание, мыслительную деятельность, максимально корректирует отставания интеллектуального и психического развития. Дефектологом регулярно отслеживаются и контролируются скорость и структура занятий, с учетом индивидуальности ребенка.
К особому ребенку нужны специальные, особые подходы. Именно поэтому и существуют специализированные воспитательные и образовательные учреждения с высококвалифицированным персоналом, который использует в своей деятельности особую методику, средства и механизмы, помогающие корректировать развитие трудного ребенка.