Система педагогических наук


Система педагогических наук

Современной педагогической наукой объединено порядка двадцати педагогических разделов. Их количество предопределено потребностями общества. Опираются они во многом на принципы и структуру общей педагогической науки, являясь ее производными.

Замечание 1

Базовая научная дисциплина для любой педагогической отрасли - это общая педагогическая наука. Она занимается исследованием главных теоретических и практических вопросов воспитательной, образовательной, обучающей деятельности, формулируя принципы и методику, которые являются общими для каждой возрастной группы и всех учебно-воспитательных учреждений.

Структура педагогической науки

Структурные особенности общей педагогической науки необходимо рассматривать в определенной последовательности главных ее отраслей:

  • общие основы педагогической науки;
  • история педагогической науки;
  • дидактика, теория обучающего и образовательного процесса;
  • теория воспитательного процесса;
  • теория управления учебно-воспитательной деятельностью в учебных и воспитательных учреждениях различного образовательного уровня и типа.
Замечание 2

Но если учитывать, что педагогическая наука развивалась и продолжает активно развиваться по настоящий момент исключительно как теория воспитания подрастающего поколения, последний пункт нужно рассматривать как систему управления школьными учреждениями и деятельностью образовательных органов.

Особенности возрастной педагогики

Возрастной педагогикой исследуются принципы, законы, методики и формы учебной и воспитательной деятельности по отношению к различным возрастным группам, ее необходимо разделить на следующие направления:

  • перинатальная и пренатальная педагогическая наука (изучает воздействие вначале на развитие плода, затем новорожденного ребенка поведенческих норм его родителей, от временного отрезка принятия ими решения о зачатии и завершая несколькими неделями после рождения);
  • дошкольная педагогическая наука (изучает принципы воспитательного процесса ребенка в дошкольном возрасте в кругу семьи и в дошкольных воспитательных учреждениях);
  • школьная педагогическая наука (основные принципы и положения, содержание, закономерности, методики и формы обучающего и воспитательного процесса, обучающихся общеобразовательных учебных учреждений);
  • (профессиональная педагогическая наука или педагогическая наука взрослых (педагогическая наука профессионально-технического образования и педагогика высшей школы).

Коррекционная педагогическая наука

Коррекционной или специальной педагогикой исследуются проблемы воспитательного и обучающего функционирования детей и подростков с разными физическими и психическими отклонениями. Ее основные направления таковы:

  • сурдопедагогика (воспитательное и обучающее функционирование глухих, глухонемых, тугоухих детей);
  • тифлопедагогика (воспитательное и обучающее функционирование слабовидящих и слепых детей);
  • логопедия (воспитательное и обучающее функционирование детей с различными речевыми нарушениями);
  • олигофренопедагогика (воспитательное и обучающее функционирование детей с замедленным умственным развитием и умственно отсталых детей);
  • пенитенциарная педагогическая наука или исправительно-трудовая (перевоспитывает несовершеннолетних и взрослых преступников).

Иные направления педагогической науки

Отраслевыми педагогиками исследуются отраслевые образовательные аспекты, определяющие закономерности и специфику воспитательного и учебного функционирования. Важнейшие направления отраслевой педагогической науки: авиационное, инженерное, военное, медицинское, спортивное, культурно-образовательное.

Сравнительной педагогической наукой посредством сравнения систем народного образования разных стран определяются общие и отличительные специфические тенденции их дальнейшего развития.

Социальной педагогической наукой исследуются принципиальные моменты личностной социализации на разных возрастных этапах ее развития и методики, формы, способы социально-педагогического функционирования различных воспитательных, культурных, образовательных, научных учреждений и структур, специально созданных социальных служб.

Основами педагогического мастерства деятельность педагога рассматривается как особенный вид искусства, а профессия педагога как во многом схожая с профессией театрального актёра.

Этнопедагогикой исследуется содержательный момент, методика и формы социализации подрастающего поколения, которые выработаны народом на протяжении многих и многих столетий.

Суггестопедагогикой исследуется психотерапевтическое педагогическое направление в мировой педагогической науке, представленное специфическими направлениями: гипнопедией, ритмопедией, релаксопедией, суггестопедией. В ней активно используются возможности гармоничной сочетаемости сознательных и подсознательных факторов с педагогическими целями. В основном все эти методики используется для овладения иностранными языками.

Педагогической акмеологией исследуются возможности развития внутренних качеств, учащихся дошкольного, школьного, юношеского возраста, необходимых им для профессионального роста и самоопределения, осуществляемого на основе собственных задатков и талантов. Данная область знаний интегрирует, обобщает и применяет педагогические, психологические, философские, физиологические, психотерапевтические, социологические сведения с целью помочь человеку выработать жизненную стратегию в отдельные возрастные периоды его развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :