Современной педагогической наукой объединено порядка двадцати педагогических разделов. Их количество предопределено потребностями общества. Опираются они во многом на принципы и структуру общей педагогической науки, являясь ее производными.
Базовая научная дисциплина для любой педагогической отрасли - это общая педагогическая наука. Она занимается исследованием главных теоретических и практических вопросов воспитательной, образовательной, обучающей деятельности, формулируя принципы и методику, которые являются общими для каждой возрастной группы и всех учебно-воспитательных учреждений.
Структурные особенности общей педагогической науки необходимо рассматривать в определенной последовательности главных ее отраслей:
Но если учитывать, что педагогическая наука развивалась и продолжает активно развиваться по настоящий момент исключительно как теория воспитания подрастающего поколения, последний пункт нужно рассматривать как систему управления школьными учреждениями и деятельностью образовательных органов.
Возрастной педагогикой исследуются принципы, законы, методики и формы учебной и воспитательной деятельности по отношению к различным возрастным группам, ее необходимо разделить на следующие направления:
Коррекционной или специальной педагогикой исследуются проблемы воспитательного и обучающего функционирования детей и подростков с разными физическими и психическими отклонениями. Ее основные направления таковы:
Отраслевыми педагогиками исследуются отраслевые образовательные аспекты, определяющие закономерности и специфику воспитательного и учебного функционирования. Важнейшие направления отраслевой педагогической науки: авиационное, инженерное, военное, медицинское, спортивное, культурно-образовательное.
Сравнительной педагогической наукой посредством сравнения систем народного образования разных стран определяются общие и отличительные специфические тенденции их дальнейшего развития.
Социальной педагогической наукой исследуются принципиальные моменты личностной социализации на разных возрастных этапах ее развития и методики, формы, способы социально-педагогического функционирования различных воспитательных, культурных, образовательных, научных учреждений и структур, специально созданных социальных служб.
Основами педагогического мастерства деятельность педагога рассматривается как особенный вид искусства, а профессия педагога как во многом схожая с профессией театрального актёра.
Этнопедагогикой исследуется содержательный момент, методика и формы социализации подрастающего поколения, которые выработаны народом на протяжении многих и многих столетий.
Суггестопедагогикой исследуется психотерапевтическое педагогическое направление в мировой педагогической науке, представленное специфическими направлениями: гипнопедией, ритмопедией, релаксопедией, суггестопедией. В ней активно используются возможности гармоничной сочетаемости сознательных и подсознательных факторов с педагогическими целями. В основном все эти методики используется для овладения иностранными языками.
Педагогической акмеологией исследуются возможности развития внутренних качеств, учащихся дошкольного, школьного, юношеского возраста, необходимых им для профессионального роста и самоопределения, осуществляемого на основе собственных задатков и талантов. Данная область знаний интегрирует, обобщает и применяет педагогические, психологические, философские, физиологические, психотерапевтические, социологические сведения с целью помочь человеку выработать жизненную стратегию в отдельные возрастные периоды его развития.