Термин "педагогика" пришел к нам из Древней Греции, где он дословно означал "детовождение". Со временем педагогикой начали именовать целое искусство "ведения ребенка по жизни", то есть его обучение и воспитание, а также целенаправленное занятие его духовным и физическим развитием.
Педагогической наукой был пройден длительный этап формирования, становления и исторического развития, потому как на протяжении многих веков коренным образом менялись суть и значение образовательной деятельности и воспитательного процесса, а вместе с этим трансформировались и преследуемые ими цели, а также применяемые средства, механизмы, методики и способы.
Ребёнком принять именовать человека на этапе его детства. Возрастные границы детского периода совершенно разные в различных культурных традициях, теориях жизненного цикла и юридических системах. И, хотя, педагогическая наука в целом занимается воспитанием человека в любом его возрастном периоде (студент, пенсионер и т.д.), львиная доля педагогических сведений и разработок касается все же ребенка, будь то проблемный обучающий процесс, узкие педагогические отрасли, занимающиеся отклонениями в развитии ребенка, а также многочисленные методики, механизмы, способы и средства, направленные на одну цель – заинтересовать ребенка, направить его в русло обучающей деятельности.
Деятельность по созданию заинтересованности ребенка воспитанием и обучением больше похожа на сотрудничество между детьми и преподавателями, родителями и детьми. Родители являются для детей источниками информации и разного рода сведений, а также оказывают им (и преподавателю) реальную всестороннюю поддержку и помощь.
Родители - непременные участники процесса образования и воспитания, участвуя в нем, они могут обогатить свой жизненный и общественный опыт, а также испытать удовлетворение от успехов своего ребенка.
Необходимо так организовать обучающую и воспитательную деятельность, чтобы ребенок вовлекался в самостоятельный поиск знаний, решал проблемные задачи, делал маленькие собственные открытия. Учебный процесс вызывает неподдельный интерес, если он разнообразен. Однообразный учебный материал быстро вызовет скуку.
Для появления заинтересованности к изучаемым предметам ребенку необходимо понять важность, нужность, целесообразность исследования данной дисциплины в целом и отдельных ее разделов.
Новая информация должна быть связана с усвоенной ранее информацией, что также будет вызывать интерес у школьников.
Слишком легкая, либо чересчур трудная информация не вызовет заинтересованности: обучение должно быть посильное.
Обучающий метод должен быть дифференцированным, учитывать личностные качества и уровни подготовки по предметам.
Работа детей должна часто проверяться и оцениваться, тогда он будет работать с большим интересом.
Приведенным выше условиям соответствуют активная форма обучения и активный обучающий метод, в частности игровой.
Игрой является деятельность в ситуациях, которые воссоздают общественный опыт, где складываются и самосовершенствуются процессы самоуправления своим поведением.
Игра исполняет желания, но не разовые, единичные, а обобщенные аффекты. Основным содержанием которых выступает система взаимоотношений со взрослыми. Специфика игрового удовольствия связана с продолжающимися побуждениями, с подчинением правилам, заключенным в конкретной роли. Личностное поведение можно корректировать посредством отношений и непосредственного побуждения.
Игровой процесс должен быть мотивированным, как и любой другой процесс, и ученики должны испытывать в нем потребность. Важное место отдается психологической и интеллектуальной готовности учеников к игровому процессу. Игровая обстановка должна создавать радостное настроение и атмосферу дружелюбности и сотрудничества. Преподавателем должны учитываться индивидуальные качества ребенка, такие как:
Психологический механизм игрового процесса должен опираться на фундаментальную потребность ученика самовыражаться, самоопределяться, самореализовываться. Игра должна быть интересна и значима для ребенка, а игровые действия должны завершаться определенными результатами, представляющими ценность для детей. Игра должна основываться на знаниях, умениях, навыках, приобретенных во время учебных занятий, и обеспечить возможности для принятия рациональных и эффективных решений, при этом необходимо присутствие критической оценки как себя, так и окружающих.
Игра применяется как форма, методика обучающего процесса и педагог должен рассчитывать на целесообразность ее использования. Им определяется задача игры, соответствующая цели учебной деятельности, ее содержательная часть, план по ее ведению, который предполагает конкретную последовательность и поэтапное усложнение игровых уровней. Также учитываются специфика и особенности класса играющих и ее отдельные члены. Всякой учебной игрой решаются конкретные задачи, посильные для ее участников. Нет универсальных игр, пригодных для всех детей. Положительный эффект игра приносит во взаимодействии с обучающими методами и средствами.
Классификация игр: