Фундаментом для педагогической науки является философия, тот ее раздел, который рассматривает воспитательные и образовательные проблемы. И структура, и предмет, и объект, и задачи педагогической науки тесно взаимодействуют с обществом и социумом, их особенностями и запросами.
Выделяется несколько разделов педагогики:
Общий раздел является структурой педагогики и образовательного функционирования. Здесь исследуются общие законы воспитательной деятельности, разрабатываются основные принципы воспитания и обучения в учреждениях образования любого типа и любой структуры.
Структурные особенности педагогики можно представить в виде четырех больших разделов:
Возрастная педагогическая наука состоит из нескольких частей: педагогика семейного воспитания; дошкольное обучение; начальная, средняя, высшая школа. Каждая часть имеет свои отличительные параметры, которые соответствуют возрастной специфике групп.
Структура педагогики на современном этапе выглядит таким образом, чтобы создать оптимальные и необходимые условия для формирования и развития всесторонне гармоничного человека. Начальная школа изучает воспитательные закономерности детей шести, семилетнего возраста. Сейчас дошкольное образование пользуется федеральными государственными стандартами второго поколения, где указаны требования к выпускникам дошкольных образовательных учреждений с учетом социального заказа общества и государства.
Сложной структурой педагогики объектом рассматриваются явления реальной действительности, которые обуславливают совершенствование и развитие личности в ходе целенаправленного функционирования педагогических работников и общества. Например, образовательная деятельность - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах самой личности, государства и общества.
Современной структурой педагогики в качестве предмета исследуются закономерности, механизмы, способы, перспективы, принципы, функции образовательной деятельности, разработка ее технологий и теорий. Педагогика разрабатывает новые методы, организационные формы, приемы деятельности педагогического работника и его учеников. Цель педагогики - выявить закономерности и найти самые оптимальные методы становления и развития личности, ее воспитания, обучения, образования.
В результате образования, важнейшей педагогической категории, ученики овладевают системой знаний, получают новые умения и навыки, формируют собственные нравственные качества, совершенствуют познавательные навыки и интеллектуальные способности.
Обучением называется направленная и управляемая деятельность взаимоотношений между педагогами и учениками, которая способствует развитию навыков и умений.
Категория социализации - это самореализация, самосовершенствование и развитие человека в течение всего его жизненного периода. Осуществляется такая деятельность при помощи разных средств, способов, методов и механизмов действия на обучающегося.
Социальная педагогическая отрасль
Структурой и системой педагогики предполагается деление этой отрасли на подразделы:
Семейной педагогикой решаются важнейшие задачи, касающиеся развития и воспитания ребенка в семье: создаются теоретические обоснования воспитательного процесса; анализируется опыт семейной воспитательной деятельности; внедряются в практику научные открытия и достижения; обосновывается соотношение семейной и общественной воспитательной деятельности; разрабатываются и описываются различные технологии и способы взаимоотношений между педагогическими работниками и родителями.
Семейная педагогика располагает методами, которые можно подразделить на две основные группы: обучающие (развивающие) и исследовательские. При помощи эмпирического способа собирается фактический материал, касающийся обнаружения взаимосвязи между фактами науки и домашним воспитательным процессом.
Пенитенциарная педагогика
Структурой педагогики предусмотрено вовлечение в воспитательную и образовательную деятельность не только одаренных и талантливых детей, но и подростков, которыми в той или иной степени нарушается закон, поведение которых не вписывается в общепринятые рамки. При помощи специальных исправительно-трудовых мероприятий можно перевоспитать детей и подростков, успешно их социализировать. Организуя работу с такими детьми и подростками, педагогами и психологами используются разнообразные научные методы, учитывается возрастная специфика.
Специальная педагогическая отрасль
Эта важнейшая педагогическая отрасль состоит из нескольких разделов: сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики. Педагоги помогают детям преодолеть отставания в умственном развитии, развивают элементарные навыки поведения у таких ребят, прививают им способы эффективного социального общения.
Необходимым условием является, чтобы педагоги, работающие с такими детьми, обладали глубокими познаниями в области медицины, физиологии и психологии, могли находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому функционируют отдельные учреждения образования, где осуществляется деятельность только высококвалифицированными узкими специалистами: дефектологами, логопедами, психологами, социальными педагогами.