Педагогика считается сравнительно молодой наукой, но имеет продолжительную историю.
С античных времен она культивировалась в рамках философии и не ранее чем в XVII в. обрела статус индивидуальной области научного познания. В тоже время, касательно ее положения как науки, среди репрезентантов разнообразных отраслей знаний. Мнения ученых разделились: одни деятели наук, ассоциируют педагогику с искусством, другие трактуют как науку. Третьи, решили данную дилемму значительно проще, охарактеризовав науку и искусство как едино целое.
Ведущими педагогами реформаторами выступали:
Белинский В.Г. конкретизировал человеколюбивые и народоправческие пути в воспитании и образовании, пестовал мысль общедоступного воспитания.
Герцен А.И. подвергал критике официальную школьную политику. Акцентировал внимание на первостепенные задачи общепедагогических модификаций в стране, а именно: филиации чести народа, возможностей и индигената.
Диалектическую взаимосвязанность финансовой благополучности, образованности и политики, действуя согласно общеантропологическому упрощенству человека и воспитания, первым проследил Чернышевский Н.Г.
В свою очередь, Добролюбов Н.А. высказывался неодобрительно об ограничении прав граждан и разделения общества по кастовому, вероисповедательному и этническому контенту.
Период конца XIX начала XX вв. ознаменовался ведущими высказываниями:
которые рассматривали идеальным высоконравственным развитием – христианское вероисповедание.
У Толстого Л.Н. и Пирогова Н.И. ведущим составляющим рассматривалась двойственность воспитательного процесса: общечеловеческое и индивидуальное. Драгировался прожект ученической структуры. Поддерживали обучение женщин, впрочем и лимитировали сферу использования женского образования. Солидаризировалась общепедагогическая система «свободного воспитания», коэдукация рассматривалась в качестве саморазвития.
Основоположником Российской научной педагогики является Ушинский.
В своих трудах, он излагал педагогическую концепцию, как принцип народности. Родной язык являлся содержанием ученической образованности, труд – движущей силой эволюционирования индивида. Процесс подготовки базировался на осознанности и инициативности, конкретности, хронологии, открытости и достоверности. Заслугой Ушинского является разработка доктрины о многоуровневой дидактике: общей и частной. Ключевой логин –двуединость образования и нравственного развития.
Известные педагоги СССР:
В работе Болонского, четко проглядывается стремление трансформировать педагогику в требовательную устанавливающую стандарты науку. Считая первостепенной задачей педагогики, изучение причинно-следственного контекста воспитания и обучения. В обязанности воспитанников входит усвоение компетенций в процессе трудовой деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми и миром, а не благодаря академическим дисциплинам.
Интересную теорию выдвинул Шацкий С.Т., придерживающийся концепции о первостепенном воздействии на личность ребенка не генетической основы, а социальной и экономической сферы. Главная детерминанта деятельности воспитанника креатив и индивидуальность.
Посредником концепции партийного воспитания, выступала Крупская Н.К., которая являлась борцом за абсолютное равенство всех сограждан на обучение инвариантно этнической, расовой принадлежности и социального статуса, образовательные организации на родном языке, равноправие в образование независимо от половой принадлежности.
Существенный депозит в процесс российского педагогического воспитания внес Макаренко, разработав и усовершенствовав последовательную педагогическую систему, фундаментом которой является логика. Придерживался концепции воспитания коллектива, целостное единство воспитания и общественной жизнедеятельности.
Сухомлинский, также как и Крупская, изучал вопросы и придерживался идейного коммунистического воспитания детей.
Она характеризуется особенностями – персональной предметной областью, которая существенно отличается от других наук; фактический понятийный аппарат, обнаруживающий ее специфику и т.д. Педагогика как самостоятельная наука имеет свою закономерную специфику и воспитательную систему.
Во второй половине ХХ в. повсеместно в педагогику активно внедряется математико-статистический аппарат анализирования эмпирического материала, который способствует выявлению закономерностей, как неких устойчивых и повторяющихся связей между исследуемыми составляющими.
Таким образом, педагогическая наука – это совокупность многовекового опыта обучения и воспитания.
Педагогика включает в себя продолжительные исследовательские труды логического формирования многогранной и гармонически прогрессивной личности. Компетентность в области педагогической науки способствует оперативному реагированию в каждом конкретном случае, позволяет делать выборку наиболее оптимальных педагогических решений. Многовековая дилемма о том, чем является педагогика – наукой или искусством, сокрушается о практику. Только практическим путем доказывается, что без углубленных научных знаний не разовьется виртуозное искусство воспитывать.
Основу преподавательского профессионализма составляют не только информационное владение закономерностей обучения и воспитания, познание специфики методов педагогического процесса. Усвоение педагогики – это научно-познавательная деятельность, в ходе которой активизируется педагогическое искусство как существенный компонент педагогической деятельности. Поэтому настоящим педагогом становится не каждый, только тот, кто имеет призвание, внутреннее осознание поискового пути, требовательного отношения к себе и готового к упорному каждодневному труду.