Особенности педагогической науки


Особенности педагогической науки

Непосредственная связь со всеми науками и использование их достижений

Одна из важнейших особенностей педагогической науки заключается в том, что она связана практически со всеми отраслями научного знания. Она использует достижения почти всех наук. Тем не менее философия, психология и антропология оказывают доминирующее влияние. Именно ими определяется основной путь развития педагогического знания.

На современном этапе педагогической наукой исследуются сущности, закономерности, принципы, методы и формы воспитания и обучения человека.

Связь педагогической науки с психологией

Педагогическая наука органично взаимодействует с психологией. Между ними есть наиболее важные узлы связи. Главным узлом является предмет изучения обеих наук. Психологией изучаются законы развития психической деятельности человека, а педагогикой разрабатываются законы управления личностным развитием. Другой важный аспект - общие методы исследования психологии и педагогики. Большинство научных инструментов в психологической науке решают собственно педагогические проблемы. Здесь необходимо упомянуть о психометрии, парном сравнении, психологических тестах, анкетах.

Педагогическая наука использует психологические знания для выявлений, описаний, объяснений педагогических закономерностей и фактов. К примеру, результаты педагогического процесса исследуются при помощи психологической диагностики:

  • тесты;
  • анкеты.
Замечание 1

Своеобразным мостом, соединяющим обе науки, являются педагогическая и возрастная психология, психология профессионального педагогического функционирования, психология управления педагогическими структурами и системами.

Взаимосвязь педагогической науки с физиологией

Педагогическая наука находится в тесной взаимосвязи с физиологией, что является еще одной ее особенностью. Физиология способна раскрыть картину энергетического и материального развития ребенка, потому как она изучает жизнедеятельность целостного организма и его отдельных систем и частей. Для того, чтобы понять механизмы управления психическим и физическим развитием ребенка необходимо постигнуть закономерности работы высшей нервной деятельности. Зная физиологические процессы развития детей, можно:

  • глубоко проникнуть в секреты воспитательных методов;
  • предупредить рискованные, ошибочные решения организации педагогической деятельности;
  • определить оптимальные нагрузки.

Отражение физиологии и психологии в педагогической системе Монтессори

Физиология и психология - это основа педагогической системы Монтессори М., которая была врачом по профессии и физиологом по образованию. Монтессори разработала свою воспитательную систему после многолетних исследований организма ребенка и продолжительной педагогической деятельности с детьми с особенностями и аномалиями развития. Свою систему Монтессори называла научной педагогикой, потому как она основана на психологической и физиологической науке.

Свою экспериментальную педагогическую методику Монтессори чуть было не назвала медицинской педагогикой, поскольку теснейшим образом переплелись в ее системе физиология и медицина, как науки о жизнедеятельности человеческого организма.

Связь педагогической науки и социологии

Многообразными являются связи педагогической науки и социологии. Социологическая информация позволяет глубоко осмысливать проблемы личностной социализации. Социологические исследования - это база для разрешения разного рода педагогических проблем, которые связаны с организацией досуга студентов, личностной и профессиональной ориентацией. Социологическая наука, проводя теоретические и практико-прикладные исследования, включает воспитательную и образовательную проблематику.

Философская наука как основа педагогики

Философская наука является исходной для педагогики. Она представляется базой для осмысления воспитательных и образовательных целей. С помощью теории познания можно определять закономерности познавательного и учебного процесса, а также механизмы по его управлению. Философскими категориями случайности и необходимости, единичного, особенного и общего развивается исследовательское педагогическое мышление. Углубленное осмысление образовательного феномена в современный период педагогического знания активное развитие получает философское направление - философия образовательной деятельности.

Взаимодействие педагогической науки и кибернетики

Дополнительные механизмы и возможности для изучения воспитательных и образовательных процессов перед педагогической наукой открывает кибернетика. Используя сведения кибернетики, педагогика разрабатывает и развивает способы, механизмы и закономерности управления учебной деятельностью. Педагогическое знание и экономические науки

Взаимоотношения между педагогическим знанием и блоком экономических наук являются сложными и неоднозначными. Для развития общественной образованности главным условием выступает проводимая экономическая политика. В результате связи двух наук появилась такая отрасль, как экономика образовательной деятельности, которая изучает специфику действия экономических закономерностей в образовательной сфере.

Замечание 2

Особенность педагогической науки проявляется и в чрезвычайно сложном объекте исследования.

В качестве объекта педагогической науки выступает разновидность социальных и общественных отношений между людьми, именно этой разновидностью обеспечивается совершенствование и развитие личности. Направленность педагогического теоретического и практического знания на социальные взаимоотношения, которые обеспечивают всесторонне развитие человека выражается и в самом наименовании педагогической науки, обозначающее взаимодействие ребенка и наставника. Педагог - это человек, который вводит ребенка в жизнедеятельность. Следовательно, педагогическое и образовательное функционирование является специфическим социальным процессом, который создает, формирует и развивает нового человека.

Педагогика как наука и искусство

И наконец, педагогика – это одновременно и наука, и искусство: научные достижения при их реализации в практике опосредуются личностью педагогического работника. Педагогикой давно приобретен научный статус. Она прошла в своем развитии довольно длительный исторический период, неотделимый от истории человеческой цивилизации.

В общественных масштабах искусством является:

  • специфический способ познания и отражения жизнедеятельности;
  • форма художественного функционирования сознания общества;
  • часть духовного культурного пласта;
  • результат творческой деятельности всех предшествующих поколений.

Наука называет искусством творческую художественную деятельность, и соответственно ее результат художественное произведение.

Таким образом, если принимать искусство как вид специфической деятельности, который удовлетворяет потребности человека к прекрасному, а также направленный на формирование выразительных эстетических форм, то конечно педагогическая наука является искусством.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :