Педагогическая наука есть учение о воспитании, искусстве осуществления воспитательной деятельности. В самом широком представлении ее предмет - это комплекс явлений, которые относятся к воспитательной и образовательной сфере жизнедеятельности. Педагогическая наука осуществляет:
Основными и важнейшими категориями педагогической науки являются:
В процессе развития человека формируется его личность под воздействием внутренних и внешних, неуправляемых и управляемых, природных и социальных условий.
Под категорией социализации понимается усвоение личностью социальных и нравственных ценностей и норм, которые позволили бы ей с успехом функционировать в общественной и социальной сферах.
Под категорией формирования подразумевается процесс и результат становления личности как общественного и социального существа. Это может происходить под воздействием как внешних, так и внутренних факторов (воспитательной и обучающей деятельности, социализации, собственной личностной активности).
К источникам развития педагогической науки необходимо отнести:
Каждый период исторического и общественного развития отражал определенное состояние образования, воспитания и обучения, что получило отображение в педагогической науке. Изначально педагогическая наука развивалась в философском направлении (знание об обществе и о человеке). И лишь на рубеже 16-17 веков педагогическая наука обретает самостоятельность и полную индивидуальность.
Как частная наука педагогика исследует такие проблемы:
Задачи педагогической науки:
Широко распространенной является классификация обучающих методик по источникам получения учебного материала и информации. Исходя из такого подхода следует обозначить и выделить: словесную методику (источником выступает печатное или устное слово); наглядную методику (источником выступают методические рекомендации и пособия, предметы, события и явления); практическую методику.
Словесная методика состоит из лекций, уроков, рассказов, бесед, дискуссий, работы с наглядными пособиями и различными материалами. Существуют различные приемы и способы самостоятельного труда с печатной информацией и материалами. В первую очередь сюда относится конспектирование, составление плана прочитанного текста, составление тезисов, выписывание и запоминание важнейших цитат, составление аннотаций (прочитанное кратко излагается, при этом смысл прочитанного не теряется), рецензий (формулируется краткий отзыв, где выражается свое отношение к прочитанному материалу и информации), тематического тезауруса (упорядоченный комплекс терминов, категорий и понятий по конкретной тематике), формально-логических моделей (словесно-схематическое изображение освоенного материала и информации).
Наглядная методика тесно взаимодействует со словесной и подразделяется на метод иллюстраций (иллюстративные пособия и материалы), метод демонстраций (приборов, опытов, аппаратов, технических установок, кинофильмов).
Педагогическая наука включает в себя четыре большие раздела:
Обозначенные разделы в настоящее время разрослись настолько, что стали самостоятельными научными отраслями знаний.
Дошкольная и школьная педагогические науки являются подструктурами и подсистемами возрастной педагогической науки. Этот раздел занимается исследованием и изучением закономерностей воспитания подрастающего человека. Следовательно, в настоящий момент возрастная педагогическая наука охватила всю систему среднего образовательного функционирования.