Основы педагогической науки


Основы педагогической науки

Педагогическая наука есть учение о воспитании, искусстве осуществления воспитательной деятельности. В самом широком представлении ее предмет - это комплекс явлений, которые относятся к воспитательной и образовательной сфере жизнедеятельности. Педагогическая наука осуществляет:

  • формулирование воспитательных целей;
  • выявление закономерностей формирования и развития личности и изучение их влияния на воспитательное действо;
  • разработку теоретических аспектов воспитательной деятельности; исследование воспитательных методик, механизмов и средств.

Характеристика категорий педагогической науки

Основными и важнейшими категориями педагогической науки являются:

  • педагогические задачи,
  • педагогические технологии,
  • педагогическая деятельность,
  • обучение, воспитание, развитие, образование, социализация, формирование личности.

В процессе развития человека формируется его личность под воздействием внутренних и внешних, неуправляемых и управляемых, природных и социальных условий.

Замечание 1

Под категорией социализации понимается усвоение личностью социальных и нравственных ценностей и норм, которые позволили бы ей с успехом функционировать в общественной и социальной сферах.

Под категорией формирования подразумевается процесс и результат становления личности как общественного и социального существа. Это может происходить под воздействием как внешних, так и внутренних факторов (воспитательной и обучающей деятельности, социализации, собственной личностной активности).

К источникам развития педагогической науки необходимо отнести:

  • опыт многовековой практической воспитательной деятельности, которая закреплена определенным образом жизнедеятельности, традициями, обычаями людей, народной педагогической мыслью;
  • труды по философии, обществознанию, педагогике, психологии;
  • мировой и отечественный практический опыт воспитательного функционирования;
  • свежие информационные данные от постоянно проводимых педагогических исследований и изучений;
  • новые идеи, механизмы и способы, а также технологии воспитательного функционирования, предлагаемые мыслителями и педагогами-новаторами.

Каждый период исторического и общественного развития отражал определенное состояние образования, воспитания и обучения, что получило отображение в педагогической науке. Изначально педагогическая наука развивалась в философском направлении (знание об обществе и о человеке). И лишь на рубеже 16-17 веков педагогическая наука обретает самостоятельность и полную индивидуальность.

Как частная наука педагогика исследует такие проблемы:

  • человек в комплексе;
  • общественная жизнедеятельность и личность;
  • обучение, образование, воспитание;
  • воспитательные ценности и идеалы;
  • личностные идеалы в общественной и социальной жизнедеятельности.

Назначение педагогической науки и ее методы

Задачи педагогической науки:

  1. Определение и изучение закономерностей в обучающей и воспитательной области, а также в сфере организации воспитательными и образовательными системами и структурами.
  2. IИзучение и обобщение, а также систематизация и анализ педагогического опыта.
  3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем и структур.
  4. Разработка новых методов, средств и форм обучающего и воспитательного функционирования. Эта проблематика решается во многом благодаря новейшим открытиям в смежных научных областях (физиологии, психологии, социологии), особенностями современного заказа социума, общества и государства в образовательной отрасли.
  5. Внедрение результатов педагогических исследований и разработок в практическую область образовательного функционирования.

Широко распространенной является классификация обучающих методик по источникам получения учебного материала и информации. Исходя из такого подхода следует обозначить и выделить: словесную методику (источником выступает печатное или устное слово); наглядную методику (источником выступают методические рекомендации и пособия, предметы, события и явления); практическую методику.

Словесная методика состоит из лекций, уроков, рассказов, бесед, дискуссий, работы с наглядными пособиями и различными материалами. Существуют различные приемы и способы самостоятельного труда с печатной информацией и материалами. В первую очередь сюда относится конспектирование, составление плана прочитанного текста, составление тезисов, выписывание и запоминание важнейших цитат, составление аннотаций (прочитанное кратко излагается, при этом смысл прочитанного не теряется), рецензий (формулируется краткий отзыв, где выражается свое отношение к прочитанному материалу и информации), тематического тезауруса (упорядоченный комплекс терминов, категорий и понятий по конкретной тематике), формально-логических моделей (словесно-схематическое изображение освоенного материала и информации).

Наглядная методика тесно взаимодействует со словесной и подразделяется на метод иллюстраций (иллюстративные пособия и материалы), метод демонстраций (приборов, опытов, аппаратов, технических установок, кинофильмов).

Педагогическая наука включает в себя четыре большие раздела:

  1. Общие основы.
  2. Дидактика (теория обучения).
  3. Теория воспитательного функционирования.
  4. Школоведение.
Замечание 2

Обозначенные разделы в настоящее время разрослись настолько, что стали самостоятельными научными отраслями знаний.

Дошкольная и школьная педагогические науки являются подструктурами и подсистемами возрастной педагогической науки. Этот раздел занимается исследованием и изучением закономерностей воспитания подрастающего человека. Следовательно, в настоящий момент возрастная педагогическая наука охватила всю систему среднего образовательного функционирования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :