Педагогическая наука представляет собой довольно интересную сферу научного познания. Интересно ее историческое формирование и развитие, становление со всеми заблуждениями и ошибками, новыми открытиями, прозрениями, не менее интересен и важен предмет изучения педагогической науки. Общество активно и интенсивно развивалось, росла все больше потребность в образовании и воспитании, создавались специальные образовательные и воспитательные заведения и учреждения, отвечающие за переосмысление теоретических знаний, обучающего опыта и внедрение его в воспитательное функционирование. Закономерным результатом явилось то, что педагогическая наука обособилась и оформилась в отдельную самостоятельную отрасль научного знания.
Современной педагогической наукой объединено не менее двадцати педагогических научных отраслей. Их количество предопределено потребностями общественной жизнедеятельности. Опираются они в основном на системные принципы и структуру общей педагогической науки, являясь ее производными.
Отрасли педагогической науки:
Отраслевыми педагогиками рассматриваются и изучаются образовательные аспекты, определяющие закономерности и особенности воспитательного и учебного процесса в той или иной отрасли.
Сравнительная педагогическая наука. Сравнительной педагогической наукой посредством сравнения функционирования систем народного образования различных государств и стран определяются общие и отличительные специфические тенденции их дальнейшего развития.
Социальная педагогическая наука. Социальной педагогической наукой рассматриваются принципиальные моменты социализации личности на различных возрастных этапах ее формирования, а также методики, формы, способы социально-педагогического функционирования различных воспитательных, культурных, образовательных, научных учреждений и структур, специально созданных социальных служб.
Социально-педагогической работой и практикой за основу взято известное высказывание Сухомлинского о том, что человек является тем, чем он становится, оставшись наедине с собой, ибо истинная сущность человека проявляется лишь тога, когда его поступками движет его собственная совесть.
Основы педагогического мастерства. Основами педагогического мастерства исследуется педагогическая работа как особенный вид деятельности во многом схожий с профессиональной творческой деятельностью актеров кино или театра.
Этнопедагогика. Этнопедагогикой изучается содержательный момент фольклорных памятников, методика и формы социализации подрастающего поколения, которые выработаны народом на протяжении многих и многих веков.
Суггестопедагогика. Суггестопедагогикой рассматривается и изучается психотерапевтическое педагогическое направление в мировой педагогической науке, которое начало интенсивно развиваться в двадцатых годах двадцатого века. В нее входят особенные направления: гипнопедия, ритмопедия, релаксопедия, суггестопедия. Здесь активно используются возможности гармоничного сочетания сознательных и подсознательных методик, применяемых с педагогическими целями (в основном они используется для овладения иностранными языками).
Педагогическая акмеология. Педагогической акмеологией изучаются возможности развития внутренних качеств учащихся дошкольного, школьного, юношеского возраста, необходимых для профессионального роста и самоопределения на основе собственных задатков и талантов. Данная сфера знаний интегрирует педагогические, психологические, философские, физиологические, психотерапевтические, социологические материалы и сведения с целью помочь индивиду выработать жизненную стратегию на отдельных возрастных этапах ее развития.
В структуре педагогической науки особое место занимает народная педагогика, являющаяся педагогикой обычного, простого народа, это комплекс эмпирических сведений и знаний о воспитательных вопросах, которые употребляли трудящиеся массы. Они не имели возможности обучать своих детей в школьных заведениях.
Во многом это педагогические знания и материалы, распространяемые в основном в устной форме и понимаются они как устное педагогическое народное творчество. Это накопленный богатейший потенциал знаний и умений в воспитании, передающихся этнографическими и культурными традициями, народным, поэтическим и художественным творчеством, устойчивыми формами общения и коммуникаций детей друг с другом и со взрослыми. Народная педагогика сохранила основные качества, которые имеются в воспитательных обычаях разных народов и малых народностей. Источники для исследования и обобщения народной педагогики - фольклорные жанры, этнографические и антропологические сведения, археологические раскопки, мемуары и многое другое.