Наука, прежде всего, - это система законов и положений, которые действуют в определенной сфере. То, что она исследует, - это предмет науки.
Предметом педагогики является воспитание. Дословно термин педагогика переводится с древнегреческого как "детовождение". С течением времени слово "педагогика" стали употреблять в более широком смысле: воспитание и обучение ребенка, направление его духовного и телесного развития, ведение его по жизни. Со временем знания накапливались, так возникла особая наука о воспитании детей.
Подобное трактование сути педагогической науки просуществовало вплоть до конца 20 столетия. В последнее время был сделан окончательный вывод: в квалифицированных педагогических услугах нуждаются и дети, и взрослые.
Педагогика является общей наукой о воспитании. Педагогическая наука пополнилась новыми, еще до конца не изученными категориями и терминами:
Центральная задача педагогической науки состоит в накоплении и систематизации сведений о воспитании человеческой личности. Понятия, определения, общие абстрагированные положения, закономерности, законы фиксируют педагогические знания. Педагогика определяется и как наука о законах и закономерностях воспитательной деятельности. Функции ее заключаются в познании причин и следствий процессов воспитания, развития, образования и обучения человека. Они подсказывают практической педагогической деятельности путь и способ достижения поставленных задач.
Педагогическое научное знание наделяет педагогов-практиков ценными профессиональными сведениями, помогающими понять особенности воспитательного процесса людей разных возрастов, спрогнозировать ситуацию, моделировать и осуществлять учебно-воспитательную работу в разных условиях, а также оценивать ее результативность.
Предмет педагогики является довольно узким: это воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных и воспитательных учреждениях, социальной сфере, семье.
Педагогику можно рассматривать как прикладную науку, направляющую свои усилия на быстрое и эффективное решение возникших в обществе проблем воспитания, образования или обучения. Педагогика зависит всецело от социального заказа.
К источникам развития педагогической науки относятся:
Целью педагогических исследований является установление закономерностей порядка и регулярности изучаемого процесса. Научная закономерность проявляется во взаимодействии явлений, процессов или факторов. Если такая связь присутствует постоянно, то это является очевидной закономерностью.
Строго зафиксированной закономерностью является закон - внутренняя постоянная и необходимая связь явлений, процессов и факторов. Научные законы отражают объективную, существенную, необходимую, общую, устойчивую и повторяющуюся связь между явлениями действительности.
При помощи законов и закономерностей систематизируется и сжимается объем информации, которым располагает наука, знаниям придается рациональная форма, они упрощаются и проясняются. Суть законов и закономерностей в том, что при их помощи человечество оперирует меньшими объемами информации, но информация эта высокого качества.
Устанавливаются закономерности и законы диалектическим путем познания истины. Если закон познается, то понимается его действие. Законы нужно уметь правильно использовать, в том числе и педагогические законы.
Любой научный закон, в том числе и педагогический, подлежит классификации по критерию общности, который показывает, на какой круг явлений может распространиться действие данного закона.
Первая группа включает в себя законы, действие которых довольно узкое. Такие законы называются конкретными или специфическими. Ко второй группе относятся общие законы, функция их достаточно широкая, и не ограничивается каким-то одним явлением или несколькими явлениями. В третью группу входят законы материального мира, то есть всеобщие законы, действуют они во всех без исключения областях и сферах жизнедеятельности человека.
Законы науки могут распределиться и в соответствии с другими признаками. Например, существуют законы динамические и статистические, способные определять связь между явлениями во времени и пространстве. Но есть и законы, которые выражают суть функциональных, вероятностных, статистических связей. Законы также подразделяются на качественные и количественные. Качественные законы говорят об объективности, которая не зависит от формы выражения. Главное, что он правильно отражает связь, не имеет значения в какой форме. Количественные законы допускают выполнение математических расчетов с целью изменения процессов на которые они распространяются.
Таким образом, общая педагогика является базовой научной дисциплиной, которая изучает закономерности воспитания человека, а также разрабатывает основу учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях.
Общая педагогика имеет два уровня:
Педагогическая наука состоит из четырех больших разделов:
Обозначенные разделы в настоящий момент разрослись настолько, что стали самостоятельными отраслями знаний.
Дошкольная и школьная педагогики являются подсистемами возрастной педагогики. Этот раздел занимается изучением закономерностей воспитания подрастающего человека. Таким образом, в настоящий момент возрастная педагогика охватила всю систему среднего образования.