Формирование и развитие педагогической культуры


Формирование и развитие педагогической культуры

Трансформация представлений о педагогической культуре

Определение 1

Пол педагогической культурой в течение долгого времени понималась совокупность норм и правил поведения, которым должен следовать педагог, а также степень развития педагогического такта, педагогической техники и мастерства.

Первые советские исследования в области педагогической культуры концентрировались в основном вокруг ее воспитательной функции, затрагивая круг актуальных на свое время проблем.

В начале развития теоретических представлений о педагогической культуре преподавателя высшей школы стоял А.В. Барабанщиков. Под педагогической культурой он понимал степень овладения педагогическим опытом предшествующих поколений учителей, степень собственного мастерства, а также общий высокий уровень развития личности. В состав компонентов педагогической культуры А.В. Барабанщиков включал такие ее части, как педагогическая направленность, высокую эрудированность, нравственную чистоту, интеллигентность, высокий уровень педагогического мастерства, умение сочетать научную и преподавательскую деятельность, потребность к самосовершенствованию, умение сочетать требовательность и рациональность с эмоциональной эмпатией.

Работы Барабанщикова стали той основой, на которой проводили свои исследования другие советские педагоги, в частности, Е.Б. Гармаш, Т.Ф. Рязанова, Т.В. Иванова и ряд других.

В.А. Сластенин видел педагогическую культуру как часть общей культуры учителя. Однако В.Ф. Исаев подчеркивал двойственность педагогической культуры, т.к. с одной стороны она представляет собой узкую профессиональную культуру, являющуюся совокупностью профессиональных знаний и умений, а также опыта, с другой стороны, она шире, чем профессиональная культура, т.к. способна оказывать педагогическое воздействие через работу социальных коллективов, в том числе непрофессиональных, являясь в таком случае частью воспитательного и образовательного процесса.

Бенин В.Л. считал, что специфическим проявлением педагогической культуры является формирование профессионального типа мышления, которое проявляется в особенностях поведения человека и общей направленности личности.

Условия формирования педагогической культуры

Формирование педагогической культуры рассматривается в контексте развития качеств личности учителя и педагога, которые обеспечивают эффективное выполнение ею своей профессиональной деятельности. Исследователи рассматривают условия формирования педагогической культуры как совокупность определенных обстоятельств, которые способствую достижению поставленной цели.

К таким обстоятельствам относят:

  • объекты окружающей действительности;
  • субъекты процесса;
  • средства, методы и формы педагогического процесса;
  • специфика процесса формирования личности.

Часто под условиями формирования педагогической культуры понимают внешние обстоятельства, к которым традиционно относят обстановку, совокупность всех объектов, оказывающих влияние на процесс обучения. Однако с учетом того, что процесс формирования личности подразумевает единство внутреннего и внешнего, то необходимо говорить о целом комплексе внешних и внутренних условий.

Очень многое зависит от организационной стороны формирования педагогической культуры. Она складывается под влиянием следующих факторов:

  • образовательная среда, а также особенности педагогического коллектива;
  • особенности деятельности и направленность педагогического учреждения;
  • совокупность личностных и профессиональных качеств руководителя.

С учетом данных факторов в качестве условий для формирования педагогической культуры необходимо уделять внимание развитию мотивационной составляющей, а также профессиональных характеристик педагога. Этому может способствовать разработка и оптимизация методического обеспечения процесса формирования педагогической культуры.

Успешность любой деятельности определяется тем, насколько сильны мотивы человека. Для того, чтобы создать значимую личностную мотивацию к успешной педагогической деятельности, руководитель педагогического коллектива должен придерживаться таких принципов в своей деятельности, как поддержание общего обсуждения острых проблем, использование одобрительного и уважительного тона, объяснение своих собственных поступков и поддержание членов своего педагогического коллектива, формирование чувства сопричастности каждого к результатам общей педагогической деятельности, ее успехов и неудач.

Противоречия развития педагогической культуры

Особое значение приобретают противоречия формирования педагогической культуры, которые появляются тогда, когда возникают новые факты, не совпадающие с известными положениями. Однако такие противоречия являются стимулом к развитию, заставляя двигаться вперед и развиваться.

В.Ф. Исаев выделяет следующие группы противоречий развития педагогической культуры:

  1. социокультурные - отставание педагогической культуры от стремительно меняющихся потребностей общества, это вызывает кризис педагогической культуры, его разрешение формирует идеал педагога нового поколения;
  2. между общекультурными традициями и опытом и их недостаточным учетом в повседневной педагогической практике;
  3. между увеличением стремительно накапливающегося объема информации и ограниченностью преподавателя в ее усвоении и переработке, в том числе из-за физических, временных и других возможностей;
  4. между многообразием содержания педагогической культуры и степенью усвоения этих ценностей конкретным преподавателем - здесь заложено стремление педагога к новым знаниям, к использованию новых педагогических технологий, подходов к преподавательской деятельности;
  5. между традиционным представлением о педагогической культуре как общем уровне развития личности педагога, и комплексным пониманием данного феномена;
  6. между богатым накопленным педагогическим опытом отдельного учителя, конкретной школы, вуза и неизученностью и необобщенностью данного опыта;
  7. между педагогическими стереотипами и необходимостью их преодоления на практике;
  8. между научной и преподавательской деятельностью педагога высшего учебного заведения;
  9. между наличием практического опыта, педагогической информированностью и отсутствием глубоких научных теоретических знаний.
Замечание 1

Решение данных противоречий находится на стыке понимания педагогики как науки и искусства. Только формирование и развитие глубокой педагогической культуры способно привить понимание педагогики как творческого процесса, а не набор готовых способов действия и передачи знаний. Осознание противоречий является одним из условий, которые помогают в развитии успешной и цельной личности педагога.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :