Педагогическая антропология


Педагогическая антропология

Сущность педагогической антропологии

Аристотель впервые употребил термин "антропология", пытаясь обозначить область знания, которая изучает духовный аспект человеческой природы. Идеи антропологизации педагогики отразились в трудах Коменского Я.А. Новое направление эта наука получила благодаря Ч. Дарвину, который доказал животное происхождение человека. Понятие "педагогическая антропология" возникло в шестидесятые годы 19 века, его впервые употребляет Пирогов Н.И. в своей известной статье "Вопросы жизни".

Ушинский К.Д. разработал и обосновал педагогическую антропологию, выдвинул концепцию педагогической антропологии. Превратил тенденцию антропологизации педагогического знания в научную проблему. Известный его труд в этой области "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". Дальнейшие исследования педагогической антропологии проводились учеными второй половины 20 века Ананьевым Б.Г., Ломовым Б.Ф., Занковым Л.В., Давыдовым В.В.

Замечание 1

В последние годы антропологический принцип является ведущим в педагогической науке. А антропологическое знание является стержнем профессиональной подготовки преподавателя.

Получила развитие и сама педагогическая антропология как особая сфера по человековедению. В историческом аспекте она исследуется Бим-Бадом Б.М., в актуальном аспекте - Сластениным В.А.

Педагогическая антропология в последнее время в науке толкуется по-разному. Она выделена в самостоятельную образовательную научную сферу, как система знаний о воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим человеке, как основным субъектом и объектом образования, как наука интегративная, обобщившая разные сведения о человеке в воспитательном аспекте, что определило ее предмет, объект, методы, цели, задачи, специфические закономерности и содержание, место в научной системе, а именно в педагогической и антропологической системе знаний.

Замечание 2

Также педагогическую антропологию можно интерпретировать как фундамент педагогической практики и теории, как методологию воспитательных наук, не как отдельный предмет, а как основное звено общей педагогики, которое вобрало в себя научный итог знаний о человеке в воспитательном процессе.

Педагогическая антропология, ее функция

Педагогическая антропология вскрывает антропологические закономерности течения системных процессов между людьми в ситуациях по передаче ценного человеческого опыта другим поколениям, определяет принципы функционирования данного процесса, формирует категориальный аппарат.

В качестве объекта рассматриваются отношения между людьми в образовательной системе.

Педагогическая антропология, ее предмет и проблемы

Предметом рассматривается человек в процессе воспитательного становления и социализации, механизм и основные этапы становления, источник формирования, исследуемые сквозь педагогическое целеполагание, то есть научное обоснование функций педагогической работы.

Проблемы, стоящие перед педагогической антропологией:

  • очеловечивание, социализация человека, взаимодействие и влияние людей разных возрастных групп друг на друга;
  • установить закон, путь, форму и метод организации процесса образования, ориентированного на гуманистические идеи;
  • человек воспитатель и воспитуемый;
  • исследовать воспитуемость и обучаемость человека на разном жизненном этапе;
  • проблематика осознания человеком своего рассудочного процесса, контроль его логичности, истинности, проверка его результатов в различных процессах педагогических взаимодействий;
  • человеческая креативность, обоснование условий ее развития и формирования в системе образования;
  • антропологическая образовательная система, разработка критериев, пути их реализации.

Педагогическая антропология, основополагающие идеи

  • духовная и биологическая природа человека, процесс взаимодействия;
  • субъектность личности, ее определение;
  • взаимодействие общих, особенных и отдельных характеристик каждого человека;
  • индивидуальное и социальное в человеке, взаимосвязь;
  • умственное, нравственное, физическое в формировании и развитии человека;
  • воспитательный и образовательный процесс человека.

Педагогическая антропология, используемые методы

Педагогическая антропология берет за основу исторический метод. Она использует данные и результаты истории, используя сопоставительный анализ. Педагогическая антропология проводит сравнительно-исторические исследования национальных традиций, опыта предшествующих поколений.

Методика интерпретировать данные исходя из естественнонаучной парадигмы: истолковываются компоненты педагогического процесса через сущностные характеристики человека, которые раскрывает философская антропология. При помощи интерпретации в педагогической антропологии происходит синтезирование данных. Раскрывается содержание и смысл терминов и понятий. Аргументируется значение конкретных терминов для педагогической науки. Помогает интерпретатору и семиотика. Ее свойства заключаются в исследовании знака и знаковых систем.

Идентификационный метод использует философско-антропологический подход, берет за основу формы общественного сознания (философию, мораль, искусство), выделяет и синтезирует апробированные источники познавательных и воспитательных методов. Анализом, синтезом, сравнением, аналогией, индукцией, дедукцией широко пользуется педагогическая антропология.

Замечание 3

Все способы взаимодействуют в комплексе. Все перечисленные методы осуществляют важнейшую функцию по педагогическому синтезу человекознания.

Автобиографический или биографический метод изучает дневники, продукты творчества, анализирует воспоминания. Изучает формирование и развитие личности в тесной связи с социальной историей. Философско-антропологический подход широко использует художественную методику, которая интерпретирует произведения искусства, посвященные детской и образовательной тематике. Отдельные случаи изучает казусная методика, исследуя нетипичные и типичные конкретные судьбы, характеры, педагогические ситуации. Зачастую источником казусов выступает клиническая практика.

Замечание 4

Педагогическая антропология использует наблюдение, как массовое, так и одиночное, применяя опросные листы, составляя характеристики и психограммы.

Педагогическая антропология использует экспериментальное исследование и инновационный проект. Модернизированное содержание образовательной деятельности является достаточно актуальным в последние годы. Ценно его использование в исследованиях отклоняющихся форм поведения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :