Сущность педагогической антропологии
Аристотель впервые употребил термин "антропология", пытаясь обозначить область знания, которая изучает духовный аспект человеческой природы. Идеи антропологизации педагогики отразились в трудах Коменского Я.А. Новое направление эта наука получила благодаря Ч. Дарвину, который доказал животное происхождение человека. Понятие "педагогическая антропология" возникло в шестидесятые годы 19 века, его впервые употребляет Пирогов Н.И. в своей известной статье "Вопросы жизни".
Ушинский К.Д. разработал и обосновал педагогическую антропологию, выдвинул концепцию педагогической антропологии. Превратил тенденцию антропологизации педагогического знания в научную проблему. Известный его труд в этой области "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". Дальнейшие исследования педагогической антропологии проводились учеными второй половины 20 века Ананьевым Б.Г., Ломовым Б.Ф., Занковым Л.В., Давыдовым В.В.
В последние годы антропологический принцип является ведущим в педагогической науке. А антропологическое знание является стержнем профессиональной подготовки преподавателя.
Получила развитие и сама педагогическая антропология как особая сфера по человековедению. В историческом аспекте она исследуется Бим-Бадом Б.М., в актуальном аспекте - Сластениным В.А.
Педагогическая антропология в последнее время в науке толкуется по-разному. Она выделена в самостоятельную образовательную научную сферу, как система знаний о воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим человеке, как основным субъектом и объектом образования, как наука интегративная, обобщившая разные сведения о человеке в воспитательном аспекте, что определило ее предмет, объект, методы, цели, задачи, специфические закономерности и содержание, место в научной системе, а именно в педагогической и антропологической системе знаний.
Также педагогическую антропологию можно интерпретировать как фундамент педагогической практики и теории, как методологию воспитательных наук, не как отдельный предмет, а как основное звено общей педагогики, которое вобрало в себя научный итог знаний о человеке в воспитательном процессе.
Педагогическая антропология вскрывает антропологические закономерности течения системных процессов между людьми в ситуациях по передаче ценного человеческого опыта другим поколениям, определяет принципы функционирования данного процесса, формирует категориальный аппарат.
В качестве объекта рассматриваются отношения между людьми в образовательной системе.
Предметом рассматривается человек в процессе воспитательного становления и социализации, механизм и основные этапы становления, источник формирования, исследуемые сквозь педагогическое целеполагание, то есть научное обоснование функций педагогической работы.
Проблемы, стоящие перед педагогической антропологией:
Педагогическая антропология берет за основу исторический метод. Она использует данные и результаты истории, используя сопоставительный анализ. Педагогическая антропология проводит сравнительно-исторические исследования национальных традиций, опыта предшествующих поколений.
Методика интерпретировать данные исходя из естественнонаучной парадигмы: истолковываются компоненты педагогического процесса через сущностные характеристики человека, которые раскрывает философская антропология. При помощи интерпретации в педагогической антропологии происходит синтезирование данных. Раскрывается содержание и смысл терминов и понятий. Аргументируется значение конкретных терминов для педагогической науки. Помогает интерпретатору и семиотика. Ее свойства заключаются в исследовании знака и знаковых систем.
Идентификационный метод использует философско-антропологический подход, берет за основу формы общественного сознания (философию, мораль, искусство), выделяет и синтезирует апробированные источники познавательных и воспитательных методов. Анализом, синтезом, сравнением, аналогией, индукцией, дедукцией широко пользуется педагогическая антропология.
Все способы взаимодействуют в комплексе. Все перечисленные методы осуществляют важнейшую функцию по педагогическому синтезу человекознания.
Автобиографический или биографический метод изучает дневники, продукты творчества, анализирует воспоминания. Изучает формирование и развитие личности в тесной связи с социальной историей. Философско-антропологический подход широко использует художественную методику, которая интерпретирует произведения искусства, посвященные детской и образовательной тематике. Отдельные случаи изучает казусная методика, исследуя нетипичные и типичные конкретные судьбы, характеры, педагогические ситуации. Зачастую источником казусов выступает клиническая практика.
Педагогическая антропология использует наблюдение, как массовое, так и одиночное, применяя опросные листы, составляя характеристики и психограммы.
Педагогическая антропология использует экспериментальное исследование и инновационный проект. Модернизированное содержание образовательной деятельности является достаточно актуальным в последние годы. Ценно его использование в исследованиях отклоняющихся форм поведения.