Проблемы педагогической профессии


Проблемы педагогической профессии

Эмоциональное выгорание в педагогических профессиях

Определение 1

Эмоциональное выгорание – это характеристика психологического здоровья у людей находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в котором используется эмоциональное истощение, на фоне оказания профессиональной помощи.

«Эмоциональному выгоранию» изначально были подвержены работники и сотрудники медицинских учреждений и благотворительных организаций. Р.Шваб расширяет список специалистов попадающих под этот синдром, ими стали: учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры.

Исследования последних лет в вопросе «выгорания» расширил горизонт тех, кто не связана с социальной сферой. Что делает данную проблему актуальной для всех сфер деятельности человека.

Изначально синдром «эмоционального выгорания» был введен психиатром Х.Дж.Фрейденбергом в 1974, для создания характеристик людей занимающихся в сфере социальной помощи.

Под психическим выгоранием понимается физическое истощение, упадок моральных мотиваций, и включает в себя три основных синдрома:

  1. Эмоциональное истощение
  2. Деперсонализацию (цинизм)
  3. Редукция профессиональных достижений

Эмоциональное истощение связано с опустошением и усталостью от собственной работы.

Деперсонализацию (цинизм) проявляется в циничном отношении к своему труду и его объектам. В социальной сфере подобное поведение проявляется через пренебрежение к тем, кто пришел лечиться, учиться. Контакт становится формальным, превращаясь в формальность. Возникающие негативные эмоции могут копиться внутри, образуя в дальнейшем конфликтные ситуации.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у сотрудника чувства не востребованности его профессиональных качеств, осознанность в их неуспехе.

Методы поощрения в педагогике

Во все времена вопрос о поощрении и наказании остро стоял в образовательной сфере. Все воспитатели, учителя высказывались на эту тему, многие педагоги-философы высказывали свои мысли на этот счет.

Поощрение подразумевает под собой «одобрение», «предать уверенности», «стимулировать» и т.д. В целом смысловая этих двух понятий широка.

Теоритическая и практическая практика воспитания обращается к одобрениям, похвале, с целью стимулирования у воспитанника положительных эмоций. А обращение к наказанием связанно с коррекцией детского поведения в определенных ситуациях.

Поощрения и наказания являются сильными воздействующими факторами влияющими на нравственное воспитание ребенка. Они должны выступать как вспомогательный процесс в педагогике. Так как в сложной ситуации именно они могут стать ключевым значением.

Определение 2

Поощрение – это совокупность определенных действий включающие в себя внимание к воспитаннику, оценку его способностей и мотиваций, а также оценка результатов его работы.

Важным моментом в применении поощрения является мера использования. При многократном присутствии в жизни ребенка этого ресурса, происходит его обесценивания как воспитательного инструмента.

Справедливая требовательность должна использоваться в паре с поощрениями. Самокритика и обучение детей не успокаиваться на достигнутом результате должны дополняться пониманием ценности доверия коллектива и учителей. В школьном возрасте должна быть мера похвалы, иначе это приведет к зазнайству и эгоизму.

Похвала должна быть отражением реального поступка ребенка. Если преувеличивать похвалу, в ребенке будет созревать мысли о том, что если они думают, что я такой умный, значит они сами крайне глупы.

Методы наказания в педагогике

А. Диствирг высказывал следующее мнение о мере наказания «..в большей части они бесполезны, и не требуются там, где проводится правильный учебный процесс. В общем наказание должно отталкиваться от цели искоренения самого наказания наказания».

Наказание используется в случае не выполнения воспитанником или группой воспитанников, нарушение ими установленных правил и характер нарушения требует немедленной реакции со стороны педагога.

Общественная оценка поведения отдельного человека, является важней основой в российских учебно-воспитательных учреждениях. Эффект от наказания напрямую зависит от организации общественного мнения коллектива.

Наказание должно быть понятным для провинившегося и всех членов коллектива. Цель наказания заключает в том, чтобы ребенок понял, что ему следует исправить свое поведение. Оно должно пробудить чувство стыда и совести.

Применяя меры наказания нужно учитывать психологические особенности детей, особенность их характера. После исправления поведения, воспитанник не должен получать укоров и осуждений. Не допустимы следующие меры наказания:

  • Обидные слова
  • Стояние в углу
  • Обидные клички

Важным фактором в наказании является мера присутствия их в воспитательном процессе.

Выводы о применении поощрений и наказаний

Многие педагоги прошлого и нашей эпохи, сталкивающиеся с проблемой поощрения и наказания детей, любили обращаться к следующим словам: «Если воспитательный процесс до сих пор обращается к инструментам поощрения и наказания, значит он еще далек от идеала. Лучшим результатом воспитателя будет достижение ненадобности в поощрениях и наказаниях».

Споры на тему применения поощрений и наказаний будут подниматься в воспитательных кругах еще долго, и в конце концов его разрешит время. Главным остается одно: использование обеих мер должно происходит осознано, в меру и не выходить за рамки педагогической логики. Для применения этих инструментов воспитания, от учителей и родителей требуется огромная выдержка и чувство такта.

Более точно описывает отношении педагогики к этим проблемам, цитата из «Педагогической поэмы»:

«Моя педагогическая вера: педагогика – вещь прежде всего диалектическая, не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :