Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста


Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Самообслуживание, хозяйственно-бытовая деятельность как трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Трудовая деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении является разносторонней и многообразной, что позволяет поддерживать у воспитанников интерес к процессу воспитания и нахождения в детском саду, позволяет реализовать воспитательные методы.

Можно выделить следующие трудовые деятельности детей:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовая

Самообслуживание характеризуется как уход за собой, осуществление самостоятельного раздевания, умывания, одевания, уборки постельного места, подготовки рабочей зоны.

Значимость этой деятельности с точки зрения воспитания определяется необходимостью человеческой жизни. С повторением процедур самообслуживания у детей формируется четкое понимание, что это обязанность, которая реализуется только ими. В более старшем дошкольном возрасте навыки самообслуживания дополняются уходом за волосами, одеждой и обувью. Эти процессы помогают сформировать в детях более серьезные привычки, такие как опрятность, любовь к частоте, навыки поведения среди сверстников.

Процесс самообслуживания осуществляется среди сверстников, поэтому ребенок должен учитывать нужды и затруднения окружающих. Воспитанникам необходимо на практических примерах объяснять, как поступать чтобы учесть нужды окружающих (к примеру посторониться в раздевалке если кто-то уже переоделся, не задерживаться около умывальника без дела, пропускать дежурных первыми для того чтобы они умылись и смогли приступить к своим прямым обязанностям). Это формирует в детях предупредительность и уважительное отношение к своему окружению.

Хозяйственно-бытовая деятельность воспитанников необходимо для дошкольного учреждения каждый день, хоть результаты не насколько заметны в сравнении с другими видами деятельности. Деятельность направлена на уборку территории детского сада, поддержки чистоты в помещениях, помощь взрослым в организации внутренних процессов садика. Дети обучаются замечать образовавшиеся отклонения в установленном порядке для группы и самостоятельно устранять их.

В более старшем возрасте хозяйственно-бытовая деятельность дополняет своё содержание и становится более систематической, превращаясь в обязанности дежурных. Воспитанники поддерживают чистоту в помещениях, ремонтируют игрушки, помогают воспитывать детей младшего возраста.

Замечание 1

Главной особенностью хозяйственно-бытовой деятельности дошкольников старшего возраста является самостоятельность в организации. Дети сами подбирают нужный инвентарь, комфортно расположить его, после проделанной работы убрать за собой рабочее место. Осуществляя трудовую деятельность, дети проявляют старание, стремление к благоприятному результату, с добротой относятся к сверстникам.

Трудовая деятельность в природе, ручная трудовая деятельность как вид трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дети нуждаются в многообразии воспитания, для того чтобы лучше понимать себя и своё предназначение в социуме. Осуществить это помогут трудовая деятельность в природе и ручной труд.

Трудовая деятельность в природе. Под этим понимается развитие в детях навыков ухаживания за растениями, животными, через выращивание растений в специальном природном уголке детского садика. Особое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие в детях наблюдательности, бережного отношения к живой природе, формирование любви к природе.

С помощью трудовой деятельности на природе разрешается вопрос физического становления детей, усовершенствования движений, повышения уровня выносливости, развитие навыков физического усилия. В старших группах создаётся график дежурств в уголке природы. Каждый день меняется дежурный, все дети сменяют друг друга в разновидных дежурствах.

Чаще всего на дежурства заступают двое, при выборе дежурных учитываются дружеские связи между воспитанниками, детям разрешается самим выбирать с кем дежурить. В случае если у одного из дежурных наиболее развитые определенные умения, его просят приглядеть за товарищем, помогать ему но не лишать самостоятельности и не порицать его за чрезмерную медлительность или неумелость.

Замечание 2

В процессе трудовой деятельности в природе в детях должны развиваться навык согласования, определения кто и что будет делать опираясь на возможности товарища, умения самоконтроля и использования времени по назначению.

Ручной труд. В процессе ручного труда ребенок изготовляет предметы с использованием разнообразных материалов:

  • картона,
  • дерева,
  • бумаги,
  • меха,
  • еловых шишек и т. п..

Воспитанники создают необходимые для игр игрушки: машинки, лодки, домики, животных. Подобные поделки могут стать приятным подарком для друзей и близких. Это помогает развивать в детях нравственную привычку оказывать внимание ближним, трудиться ради того чтобы сделать им приятно. Ручная трудовая деятельность развивает в детях фантазию, творческие навыки и смекалку.

Организация трудовой деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей реализуется в дошкольном образовательном учреждении через следующие формы:

  • Дежурство
  • Поручение
Определение 1

Дежурство характеризуется как организационная форма детского труда, включающая в себя выполнение воспитанником трудовой деятельности нацеленной на обслуживание группы и коллектива.

Дети сменяют друг друга на дежурстве каждый день, оно имеет важное воспитательское значение. Так как перед ребенком встает задача выполнения определённой работы направленной на улучшение жизни коллектива, у него начинают развиваться чувства заботы, понимания, что его труду необходим не только для него, но и для его товарищей.

Поручение выполняются через свод заданий, которые воспитатель даёт воспитаннику или нескольким детям,учитывая их возрастные особенности, индивидуальные качества, имеющийся опыт. Поручения могут быть продолжительными или временными, общими и индивидуальными, простыми содержащими в себе единственное действие, сложными включающими в себя цепочку последовательных действий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :