Гражданская ответственность является важной социальной компетенцией, которую необходимо развивать в людях с детского возраста. Гражданская ответственность находится в тесной связи с патриотическими аспектами, которые также следует начинать формировать в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование духовных, нравственных основ личности, чувств, мышлений, эмоций. Он претерпевает постепенную адаптацию в социальной среде, общественности. У ребенка происходит процесс осознания себя в окружающем мире.
В дошкольный период развития используемые педагогом образы и понятия остаются в сознании ребенка в виде ярких эмоций и установок, что является важной составляющей гражданского и патриотического воспитания, которое в свою очередь имеет свои особенности.
Некоторые считаю, что патриотическое воспитание необходимо проводить в более старшем возрасте. Процесс воспитания всегда должен учитывать возрастные особенности воспитанников, но настоящее восхищение ребенок испытывает в детском возрасте. Представленное перед ним обретает особенный вид, именно при таком восприятии ребенка необходимо формировать любовь к Родине.
Даже не смотря на то, что в детском возрасте многие впечатления не осознанны глубоко, они остаются в подсознании ребенка и формируют фундамент патриотической личности. Для наиболее эффективного укрепления воспоминаний в сознании ребенка требуется выполнять ряд задач включающих в себя патриотические настроения.
Под задачами патриотического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении понимаются:
Все задачи должны находить своё отражение во всех видах деятельности детей, так как следует развивать не только патриотические настроения, но и общую коммуникацию между детьми и взрослыми, сверстниками.
В первые несколько лет жизни ребенка его главным авторитетом является взрослые, родители, так как он зависит от них. Ребенок должен чувствовать, что взрослый всегда придёт к нему на помощь, поддержит его начинания. Приоритетом в этом возрасте является создание атмосферы психологической защищенности.
Эффективным инструментом формирования патриотического настроения у ребенка является фольклор. Колыбельные песни, стишки, помогают сформировать теплые отношения между ребенком и родителями. В дошкольном возрасте фольклор является не только благоприятным помощником в развитии ребенка, но также помогает формировать почву для патриотического развития.
Уважение и любовь к Родине зарождаются с подобных чувств к своим родителями, бабушке, дедушке, братьям и сестрам, с проявления ими любви и понимания в сторону ребенка. В дошкольном возрасте познавательная активность ребенка находится в области предметного понимания мира, а эмоции имеют поверхностный характер, именно поэтому для формирования морального развития можно использовать не только песни и стихи, но и народные игры.
В период до прихода в дошкольное образовательное учреждение ребенок проявляет максимальную любознательность по отношению к окружающему миру, реализует первые самостоятельные выводы, учиться сопереживанию, общению и выражению своих мыслей. Поэтому патриотические настроения должны формироваться людьми, которые искренне любят свою Родину и желает поделиться знаниями.
Во второй половине дошкольного возраста важную роль играют сказки, тот сказочный мир в который ребенок погружается и начинает сопереживать героям. У ребенка возникает желание трансформировать зло в добро, тем самым осчастливить главного героя, сделать его победителем и примерить на себе этот статус. Это возможно сделать через театрализованные преставления, в которых ребенок может принять участие.
Воспитание патриотизма благоприятно проходит через приобщение детей к культурным наследиям. Знания и традиции накапливались в традиционных знаниях веками, они откладывались в устном творчестве народов, прикладных искусствах, классических сказках которые близки детскому пониманию.
Развитие уважение к разновидностям трудовой и творческой деятельности, людям, трудам которыми они прославили России, является неимоверно важной составляющей развития гражданской ответственности и патриотического духа в детях. Это также способствует развитию в ребенке понимания своей причастности к прошлому, действующему и будущему своей нации.
Современные общественно-государственные ориентиры переключились на создание экономических конструкций, в которые вкладывается надежда на благонадежное процветание Российской нации. Патриотические и гражданские ответственности упразднились до уровня долга перед работой и налоговыми органами.
В обществе формируются настроения «поверхностного патриотизма» которые не имеют той основы, которая преобладала в ней в XX веке. Это отключает в сознании людей, в том числе и детей, понимание своей Родины, любовь к ресурсам превратилась в экономически-выгодные сделки, целью которых не возвысить ценность своей Родины, а получение большей выгоды.
Для изменения ситуации необходимо перестроить действующую модель дошкольного и общественного образования, опираясь на фундаментальные знания и традиции Российского народа. Детям должны прививаться навыки любви к своему городу, своей стране, не зависимо от того состояния в котором она пребывает. Общественность в своей целостности должна направить всё внимание на патриотические, моральные, эстетические аспекты человеческого бытия.