Современное российское общество в настоящий момент определило главной идеей среднего образования, идею развития. Учебные заведения являются важным фактором в формировании личности, которая выступает как основа в развитии социальной и общественной жизни страны, целой нации. И без постоянных модернизационных изменений такие процессы невозможны.
Школа развивается посредством нововведений. Важнейшее направление, разрабатывающее и применяющее инновации и влияющее в целом на систему воспитания в школе - это образовательная (педагогическая) технология.
Актуальное использование технологий в системе школьного воспитания и обучения:
- такие технологии проникают в обучающий процесс, помогают достигать поставленной цели по конкретным предметам;
- технологии участвуют в гуманизации образовательного процесса, где личность в центре;
- технологии принимают активное участие в интеллектуальном развитии детей, прививают самостоятельность, доброжелательность во взаимодействии с преподавателями и сверстниками;
- технологии с помощью индивидуального подхода развивают личность и ее творческие способности.
Образовательная технология является многозначным термином в педагогической науке, она имеет множество определений. Современная образовательная технология в школе проявляется в действиях преподавателя, и направлена она на достижение поставленной учебной и воспитательной цели при помощи избранных методов и средств.
Содержательность и отличительные свойства школьных педагогических воспитательных и образовательных методов
Такие методы содержат:
- конкретные цели воспитательного и обучающего процесса;
- дифференциацию содержания;
- организацию высокоэффективного воспитательного и учебного процесса в школьном учреждении;
- определение средства, метода, формы воспитательного и обучающего процесса в школьном учреждении;
- высокиех профессиональные качества учителя;
- объективную оценку результатов.
К отличительным свойствам относятся:
- экономность. В течение коротких временных рамок преподавателем должна быть достигнута поставленная цель посредством своей работы;
- эффективность. Гарантия достижения образовательной цели;
- воспроизводимость. Последовательное, целостное управление и проецирование;
- оптимизация. Возможность использовать дидактический материал и наглядные пособия, специальные технические инструменты.
Замечание 1
Современные жизненные обстоятельства, общественные явления послужили толчком к становлению и развитию именно личностно-ориентированной школьной воспитательной методики.
Виды воспитательных и образовательных технологий в современной школе
- традиционная технология. Это способы и методы воспитательного и обучающего процесса, построенные на пояснении знаний иллюстративными средствами; монолог - основной способ освоения учебных знаний. Как следствие, отсутствуют развитые коммуникативные навыки среди школьников, нет собственного видения проблемы. Обучающий процесс организованный, системный, применяется наглядный материал, в этом состоят положительные моменты традиционных методов;
- игровая технология. Эффективное средство во взаимодействии учителя с обучаемыми, возникшее еще в древние времена. Одновременно происходит обучающий и игровой процесс, это вызывает большую заинтересованность. Результатом таких занятий является самостоятельная работа, усиленное внимание, развернутый мыслительный процесс. Происходит легкое усвоение новых знаний, в том числе при помощи фантазии;
- проектный метод. Возник он в самом начале 20 столетия, направлялся на решение конкретных проблемных заданий, стимулировал критическое мышление. Развивает самостоятельный подход у школьников. Ученики сами занимаются планированием, организацией и оцениванием своего труда, работать они могут в группе или самостоятельно.
- обучающий метод сотрудничества. Это коллективная организация учебной и воспитательной деятельности: группы или пары, при разных обучающих методах. В результате тренируется память, развивается логическое мышление и индивидуальный темп работы, систематизируется учебный материал, вырабатывается чувство ответственности.
- дифференцированный метод обучающей и воспитательной деятельности. Ориентация на личность ученика, индивидуальный подход, основная задача - раскрыть способности каждого ребенка.
- тестовый метод. Широко применяется у школьников как младших классов, так и старших, с целью выявления итогового уровня знаний. Задания выполняются в устной форме от простого к сложному.
- информационный метод. Это компьютерные возможности, использование разнообразных технических средств. Чаще всего используется мультимедийная презентация преподавателем для объяснения учебного материала, и школьниками для выполнения творческих работ.
Замечание 2
Все воспитательные и обучающие методы в школьном учреждении взаимодействуют между собой, в преподавательской деятельности часто подвергаются комбинации, развитие одного метода невозможно без развития другого метода.
Такие методы повышают результативность обучающего и воспитательного процесса, решают множество заданий, которые стоят перед современными школьными учреждениями, а также воспитывают гармоничную развитую личность.
Сейчас школа претерпевает большие изменения, они затрагивают все сферы педагогики. Весь воспитательный и образовательный процесс основывается на личном интересе учащегося. Главная задача - повысить педагогический уровень учителя при помощи современных образовательных и воспитательных методов. При помощи воспитательных и обучающих методов происходит проектирование процесса обучения, основывается оно на различных методах, приемах и формах обучающего процесса.
Замечание 3
Новая методика дает пищу новому педагогическому мышлению преподавателя, оно становится более четким, структурным.
При помощи новых педагогических методик обучающий процесс предстает с новой стороны, что помогает освоить психологический механизм по формированию личностных качеств ребенка, и получить положительные результаты своей деятельности.