Народная педагогика Ушинского


Народная педагогика Ушинского

Константин Ушинский – основатель отечественной народной педагогики

На современном этапе развития нашего общества одной из важнейших остается проблема педагогики гражданского мира и национального согласия. Именно недостаточное формирование национального самосознания населения, поверхностные знания истории Отечества служат основой для некоторых негативных изменений в межнациональных отношениях. Поэтому сегодня актуальным становится вопрос обучения и воспитания учащихся на основе возрождения национального самосознания, традиций своего народа, сохранения родного языка.

Замечание 1

История педагогики свидетельствует, что во все времена народные традиции обучения и воспитания занимали одно из основных мест в работах известных педагогов. Так, они широко представлены в педагогическом наследии Константина Ушинского (1823, Тула – 1870, Одесса) – основателя отечественной народной педагогики.

Он был первым, кто точно понял, что обучение и воспитание эффективными являются тогда, когда они глубоко соединены с национальной идеей. Эту проблему Ушинский изучал в произведениях ведущих западноевропейских педагогов Англии, Франции, Германии, Швейцарии и США. Наследие К. Ушинского – вершина не только отечественной, но и мировой педагогической мысли.

Константин Ушинский

Рисунок 1. Константин Ушинский

Он с уважением относился к народной педагогике, сделав ее базой своей педагогической теории, подчеркивал огромное значение памятников фольклора в деле воспитания и обучения и на первое место ставил сказку, назвав ее первой и блестящей попыткой народной педагогики, выразителем педагогического гения народа.

Каждый конкретный народ с помощью своей национальной системы воспитания продолжает и развивает себя в детях, генерирует национальный дух, менталитет, характер, психологию, традиционную семейно-бытовую культуру, образ жизни. Поэтому вполне естественным и объективно закономерным выступает стремление русского народа иметь собственную национальную систему воспитания.

«Родное слово» и значение языка в воспитании

Первоосновой национального воспитания выступает родной язык, который Ушинский в статье «Родное слово» (1851) назвал необычным педагогом, великим народным педагогом, величайшим народным наставником, который учит и воспитывает детей чрезвычайно быстро, легко и доступно, каким-то необычным, присущим только ей способом.

«Родное слово»

Рисунок 2. «Родное слово»

Центральной идеей педагогического наследия Ушинского была идея народности и родного слова, которая вытекала из основ общедемократического духа XIX века. Педагог первый сформировал идею народности и использование этого слова как основы обучения и воспитания подрастающих поколений. К. Ушинский настаивал на том, чтобы образование основывались на идее любви к своей Родине и своему народу, привитии чувства национального достоинства в сочетании с уважением к другим народам. В школах обучение должно проводиться на родном языке, независимо от того какой это народ – великий, или малый. Родной язык, по мнению Ушинского, – это удивительный педагог. В основе идеи народности воспитания лежит мысль, что каждый народ имеет право и должен иметь школу с преподаванием предметов на родном языке, построенную на народных традициях.

Следовательно, совсем не безразличным для духовного развития ребенка является тот фактор, на каком языке он разговаривает в детстве. Поскольку мы признаем, что на душу ребенка и направления ее развития влияет окружающая природа, люди, которые его окружают, и даже картина, висящая на стене в ее комнате, игрушки, которыми он играет, то мы должны признать и влияние такого пронизанного своеобразным по характеру явления, как родной язык – первый толкователь и природы, и жизни, и отношения к людям. Родное слово – это атмосфера, занимающая душу, через которую ребенок все видит, понимает и чувствует.

Замечание 2

Из этого становится понятно, что язык народа, будучи полным отражением родины и духовной жизни народа, является вместе с тем для ребенка лучшим толкованием природы и жизни.

Видение Ушинский значение родного слова, народного языка для развития духовной жизни человека является актуальным не только для педагогической науки, но и для языкознания и этнопсихологии. Своими размышлениями об изучении ребенком родного языка и его места в формировании духовности личности Ушинский опередил исследования языковедов XX в. – речь определенного человеческого сообщества является творением этого социума, орудием мышления и общения, способом познания мира.

Таким образом, существование отличных языковых систем предопределяет и познания мира по-разному. Так, в языке сконцентрировано исторический путь нации, ее духовное развитие, коллективное национальное мировосприятие.

Воспитания любви к Родине в начальной школе

Константин Дмитриевич подчеркивает чрезвычайно ценную роль начального образования для развития ребенка. Сердцевиной, зерном, конечной целью занятий в начальной школе должны стать не сами знания, а те идеи, которые развиваются в уме ребенка в процессе усвоения этих знаний.

Воспитание идет тем путем, который прокладывает сам народ и его выдающиеся люди и, действуя заодно с другими общественными силами, воспитание помогает идти по этому пути отдельным лицам и новым поколением. Осознание народной идеи воспитания происходит тем быстрее и полнее, чем больше занимается им общественное мнение и наука, чем чаще эти вопросы становятся доступными для всех.

Замечание 3

Ушинский считал, что дети еще в младшем школьном периоде должны изучать малую и большую Родину. Благодаря этому формируется корень духовности родного народа. Выдающийся педагог отмечал, что кроме глубокого уважения к своей нации нельзя унижать другие, тем более воспитывать ненависть, а необходимо приложить усилия, чтобы личность стала гуманной, человечной.

Особого внимания заслуживает мнение К. Ушинского, которое берет начало в гуманной народной педагогике, о необходимости учителя глубоко верить в детскую природу, о воспитании у детей веры в себя.

Главную, ответственную роль во всем школьной жизни призван сыграть учитель. Авторитет учителя – в любви и уважении детей к нему, в деятельной любви учителя к детям, в его безупречном поведении, добросовестности, доброте. Воспитательное воздействие на учащихся производят его любовь к своему делу, справедливость, человеческое отношение к другим, умение учителя вкладывать в свою почетную работу ум, душу и творчество.

Таким образом, педагогическое наследие Ушинского – золотой фонд потомков. Мнение Ушинского о родном языке еще при его жизни нашли свое выражение в широком национальном движении за народную школу с обучением на родном языке. В то же время, на основе изучения педагогического наследия Константина Ушинского, с уверенностью можно сказать, что он был создателем народной национальной школы в России.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :