Народная педагогика славян


Народная педагогика славян

Народный календарь славян и его значение в воспитании

Сегодня необходимость и потребность знать свое прошлое является органическим свойством человеческого общества. Одна из задач педагогической науки состоит в том, чтобы сделать объективно значимый опыт достоянием современности. С помощью изучения исследований этнографов XIX – ХХ века возможно реконструировать, хотя бы в общих чертах, картину воспитания детей славян.

Замечание 1

Так, одним из эффективных народно-педагогических средств воспитания детей славян был народный календарь. Обрядовая культура народного календаря вобрала в себя существенные черты социальной, экономической жизни, общественный строй, семейно-бытовые отношения, особенности мировоззрения и морали.

Путем привлечения к этой культуре у детей формировалась система мировоззренческих народных знаний.

Народный календарь позволял усваивать знания по астрономии. Астрономическая информация закреплялась в виде празднования дней летнего и зимнего солнцестояния, ознакомления с основными закономерностями движения Солнца и Луны, с другими небесными явлениями. В процессе привлечения к праздникам и обрядам народного календаря у детей также формировались и метеорологические знания. Участие детей и подростков в обрядах формировало соответствующие стереотипы поведения и способ земледельческого хозяйства, который был ведущим в жизнедеятельности наших предков.

Благодаря календарной обрядности у детей воспитывали осознание значимости труда. Они привлекались к аграрным работам с детства, в соответствии со своими возможностями. Праздники летнего цикла были своеобразным ориентиром, устанавливающим четкий срок выполнения определенных сельскохозяйственных работ и направленность воспитания на своевременную организацию труда. При этом учитывали весьма важное значение общественного мнения для каждой семьи и акцент на этом в воспитании.

В обрядовой культуре народного календаря важное место занимали народно-педагогические представления о поведении молодежи: в период жатвы молодежь не собиралась на улице, никогда не играли свадьбу, особенно в земледельческих районах, осуждали лень.

В основе праздников и обрядов календарного цикла передавались верования о единстве Вселенной, включая потусторонний мир, земной и небесный. В календарной летней обрядности передавались обычаи почитания умерших родственников, культ предков. Весной четко прослеживается мировоззренческое представление наших предков о том, что приход нового времени года зависит от предков – юга. Оттуда прилетают птицы, которые приносят весть о приходе весны, а также своеобразное благословение предков на урожайность.

Наказания и поощрения у славян

Среди регуляторов социального поведения большую роль играют моральные нормы. Механизмами соблюдения правильного поведения в наших предков были наказания и поощрения. Предупреждение нежелательного поведения детей осуществлялось через бытование определенных поверий, которые указывали на негативные последствия в будущем, что уменьшало вероятность применения наказаний. Предупреждая нежелательные поступки, у детей воспитывали ответственность за судьбу членов семьи, семьи.

Наказание детей как метод воспитания применялось редко, только в особых случаях (кража, ложь, злословие). Чаще всего его целью было не сделать больно ребенку, но только самим фактом наказания обострить его внимание на серьезности вины, чтобы предотвратить повторение ее в будущем. Наказание сопровождалось словесным наставлениям и объяснением недостойного поведения.

Поощрение, как правило, тоже в основном было словесным: ребенка хвалили, ставя в пример; настраивали на позитивное будущее. Ходили поверья, что овладение трудовыми навыками должно было обеспечить успешное дальнейшую жизнь. Детей с детства стимулировали к удовлетворению первичных потребностей: «кто не работает, тот не ест», или «любишь ездить – люби сани возить».

Замечание 2

Соответственно, средства семейного воспитания вытекают из закономерностей воспитания и определяют общее направление воспитательного процесса этноса. Проследив отдельные особенности народных обычаев и обрядов, можно заметить, что этика, верования, приметы, символика и атрибутика обрядовой культуры народного календаря; система мер наказания и поощрения способствовали социализации личности.

Мифология славян и народная педагогика

Особенностью народной педагогики славян VI-XIII вв. была ее направленность на сохранение, связанная с языческими верованиями в добрые и злые силы. Дуалистический анимизм, разделение духов на добрых и злых, оберегов и упырей, присущ ранним формам религии. Одухотворяя и олицетворяя разные силы в богах или демонах, люди древних времен стремились привлечь внимание и найти поддержку у первых и отстранить последних с помощью заклинаний, заговоров, действий, применения приятных богам и неприятных демонам зелья и предметов.

Замечание 3

Жизнь и воспитание в давние времена имели синкретический характер, разные сферы жизни тесно переплетались между собой, их связующим звеном было, прежде всего, язычество.

Согласно верованиям древних славян, народная педагогика предусматривала, прежде всего, предоставление детям личных оберегов. Для защиты от какого–либо конкретного зла достаточно было воспроизвести и держать при себе модель «хорошего» духа. Многочисленные амулеты непосредственно через себя, свою изобразительность и выполняли свою охранную функцию. Взрослые с рождением ребенка, заботясь о его жизни и здоровье, изготавливали специальные обереги, самыми распространенными из которых были амулеты.

Обереги

Рисунок 1. Обереги

Привески-амулеты носили дети славян на всей территории расселения в языческий период и эпоху двоеверия. Различные обереги имели знаки солнца, луны, огня, воды, растений, животных, цветов, «дерева жизни». К оберегам принадлежали клыки или челюсти животных, разнообразные зооморфные привески, топорики, миниатюрные ложечки, ключи, бубенцы, расчески и змеевики. Раскопки древнеславянских захоронений доказывают, что большинство оберегов принадлежали женщинам и девочкам.

Под влиянием языческих верований восточные славяне применяли различные способы, по их мнению, действенной борьбы с детскими болезнями, остатки которых существовали даже в XIX в. Так, распространенными были виды магической передачи болезней. Болезнь передавалась земли, деревьям, животным, людям и различным предметам.

Таким образом, сохранность здоровья и жизни стали приоритетами, движущими силами славян, которые преобразовались в новые ценности, развивая культурные корни народа, его особые воззрения и собственный дух.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :