Народная педагогика России


Народная педагогика России

Понятие российской народной педагогики

Замечание 1

Народная педагогика в России связана со сферой педагогических знаний и опыта русского народа, это система взглядов на обучение и воспитание молодых поколений; это система сложившихся в данной местности методов и средств воспитания, которые передаются от поколения к поколению и усваиваются прежде всего, как определенные знания, умения и навыки.

Народная педагогика относится к тем мощным феноменам, которые обеспечивают сохранение национального характера, привычек и психологии россиянина. Воспитательный идеал, цели, задачи, содержание, принципы и средства народной педагогики нашли свое отражение и воплощение:

  • в русском языке;
  • в фольклоре;
  • в национальных обычаях, традициях;
  • в праздниках и обрядах;
  • символах и различных видах народного искусства;
  • в детских народных играх и игрушках;
  • в живой практике трудового и семейного воспитания.

Выдающийся педагог В. Сухомлинский подчеркивал, что народная педагогика – это воплощение духовной жизни народа. Действительно, народная педагогика на протяжении веков вобрала в себя лучшие достижения духовности русского народа, сущность и особенности национальной психологии, характера, самобытного познания действительности, народного мировоззрения.

Научное обоснование народной педагогики отечественными учёными

Термин «народная педагогия (педагогика)» в научный оборот введено русским учёным К. Ушинским, который говорил о том, что человека формируют природа, наука и обычай; естественную склонность получает человек от самой природы, влияющей на его характер, но наука и обычаи дают духовную пищу и наставления, таким образом, воспитывая личность.

К. Ушинский с большим уважением относился к народной педагогике, сделав ее венцом своей педагогической теории. Он не раз подчеркивал огромное значение памятников творчества народа в воспитании и обучении, и на первое место среди них ставил народные сказки «как первые и блестящие попытки» народной педагогики.

К. Ушинский

Рисунок 1. К. Ушинский

«И я не думаю, – пишет К. Ушинский, – чтобы кто-нибудь был способен соперничать в этом случае с педагогическим гением народа ... Я решительно ставлю народную сказку недостижимо выше всех рассказов, написанных специально для детей образованным литературой».

Народная педагогика является по-настоящему богатейшей, неисчерпаемой сокровищницей учебно-воспитательных средств, к которым относятся:

  • родной язык, который Ушинский называл естественным воспитателем, самым народным педагогом, цветом народной жизни;
  • родословная и история;
  • народный календарь;
  • устное народное творчество, фольклор;
  • национальная символика и народные символы;
  • виды народного искусства (песенное, музыкальное, танцевальное);
  • национальные традиции, обычаи, обряды, праздники;
  • народные игры и игрушки;
  • семейно-бытовая культура.

Интерес к народной педагогике и всему ее богатству был неразрывно связан с именем В. Сухомлинского. В. Сухомлинский подчеркивал, что народ – живой, вечный источник педагогической мудрости, а народная педагогика – это сосредоточение духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо русского народа. Он отмечал, что о народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, видимо, это нанесло много вреда педагогике. Большой педагог-гуманист так увлекся народной педагогикой, что интенсивно собирал материалы, намереваясь написать о народной педагогике специальную книгу.

В. Сухомлинский

Рисунок 2. В. Сухомлинский

К сожалению, написать эту книгу В. Сухомлинский не успел. Но народная мудрость стала одним из животворных источников его педагогического творчества. Условия застоя 70-80 гг. не дали возможности должным образом развернуть исследования этнопедагогики и широкое применение их результатов в школе. Народная педагогика отодвинулась на задний план.

Разделы народной педагогики и их применение в российской школе

В данном случае можно выделить пять основных компонентов (разделов) народной педагогики:

  • фамилология;
  • педология;
  • народная дидактика;
  • народная воспитательная практика;
  • народная педагогическая деонтология.

Фамилология или фамилистика накапливает знания и опыт русского народа относительно создания и сохранения крепкой, здоровой и счастливой семьи, о роде и семье и их значении в судьбе человека, народа, государства.

Семья – одно из величайших достижений современной цивилизации. Отношения между членами семьи являются глубокими отношениями между людьми. Именно между родными чаще всего существуют глубокие и стойкие чувства любви, верности, преданности и тому подобное.

Определение 1

Народная дидактика – отрасль народной педагогики, в которой представлены взгляды народа на знания и их роль в жизни человека, на школу как учебное заведение на источники знаний (природу, книгу, окружающую обстановку, отношения между людьми).

Народная дидактика отражает достижения в области умственного и мировоззренческого развития подрастающего поколения, полагается на принципы, содержание, методы, традиционные формы обучения, стимулирование познавательных интересов, сил и способностей ребенка, условия трансформации знаний в качества личности. Реализуется она в основном средствами родного (материнского) языка, (детского язык и язык взрослых), загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, сказок, рассказов, постоянного привлечения детей и подростков к посильному труду, общения с природой, соблюдения речевого этикета, детских игр и тому подобное.

Природа фольклора, его структура соответствуют требованиям социума. Этика и эстетика фольклора формируется в процессе создания жизни в труде. В этом его большая морально воспитательная сила, которая проявляется в различных формах – сказках, народных песнях, пословицах, поговорках, анекдотах и тому подобное.

Замечание 2

Следует обратить внимание на произведения К. Ушинского, которые считаются настоящей «золотой россыпью» народной педагогики. Заметное место среди них занимает русский фольклор.

Использование русской этнопедагогики в школе имеет преимущественно спорадический (с греч. – единичный, случайный) характер даже в современных условиях. И сейчас в действующих программах для школ русское народное творчество представлено не вполне достаточно. Родное и милое, ближнее и понятное для каждого ребенка не получает должного внимания при обучении и воспитании.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что наследие русского народа, отраженное в народной педагогике богато и разнообразно. Воспитательный арсенал его неисчерпаем. Поэтому народная педагогика вполне заслуживает всестороннего изучения и использования в современном школьно-семейном воспитании с неуклонным сохранением всех ее этнорегиональных проявлений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :