Дефектология в дошкольном учреждении является не редкость в современном мире. Востребованность профессионалов дефектологии в дошкольных образовательных учреждениях находится на высоком уровне. Это связано с тем, что каждый ребенок с аномальными нарушениями в развитии имеет свои особенности, которые требуют отдельного подхода и знаний.
В дошкольных образовательных учреждениях выделяется несколько видов педагогов-дефектологов, таких как:
Сурдопедагог - учитель это педагог, который занимается обучением детей которые имеют проблемы со слухом. Он проводит реабилитацию детей, которым были имплантированы специальные медицинские приборы, которые компенсируют потерю слуха. У сурдопедагога могут наблюдаться дети у которых не большие проблемы со слухом, и те, у которых полностью отсутствует слух. Учитель данного профиля обучает ребенка правильно произносить слова, воспринимать окружающий мир, читать книги, считывать по губам чужую речь, помогает ребенку изучить специальную азбуку жестов, и передает ему навыки использование дактильной азбуки (когда буквы показываются с помощью пальцев рук).
Олигофренопедагогик- это учитель, который занимается обучением и адаптацией детей, имеющих умственное отставание в развитии. Основными его задачами является адаптация ребенка к жизни в социуме, корректировка здоровья и привитие ему основных навыков необходимых для жизни в обществе. Главной задачей, которая стоит перед учителем подобного профиля, является предоставление возможности ребенку-инвалиду полноценного пребывания в социуме, жизни. Он должен приобщить ребенка к окружающему миру, его особенностям, достижениям, ценностям, чтобы ребенок понял их и стал уважать. Работа осуществляется не только с ребенком, но и с его родителями, которым требуется консультация квалифицированного человека.
Тифлопедагог - это специалист, в круг компетентности которого входит координация и направление детей, у которых слабое зрение или же отсутствует с рождения. Делает он это с помощью коррекционно-педагогической работы. Специалист данного профиля обучает детей читать (с помощью специальных книг написанных шрифтом Брайля), осуществлять самообслуживание, уметь ориентироваться в окружающем пространстве. Он прививает детям с аномалиями проблемами со зрением навыки, которые необходимы для работы в специальных учреждениях (на таких как правило работают люди с подобными проблемами).
Каждый специалист из области дефектологии осуществляет тяжелую морально-нравственную работу, в процессе которой от его гуманности зависит результат. Подобный специалист становится для ребенка не просто учителем, воспитателем, он начинает в нем видеть своего наставника, который поможет ему стать полноценным членом общества. Дефектологи объединяют в себе несколько специалистов, они одновременно являются психологами, педиатрами, психиатрами. Это требует особого склада характера человека, наличие требуемой информации не достаточно для эффективного применения её на практике. Учитель-дефектолог должен быть искренним гуманистом, и находиться в постойном развитии своей личности и профессиональной квалификации.
Учитель-дефектолог – это специалист, которые занимается обучением, изучением, воспитанием и социальной ориентацией детей, которые имеют аномальные отклонения в развитии. Его также можно назвать коррекционным педагогом.
Дефектолог в детском саду выполняет следующие функции:
Обучающие дисциплины выбирают дефектологом на основе тех особенностей, которые есть у ребенка. Но также существуют общие виды дисциплин, необходимых для образовательной деятельности дефектолога, такие как:
Все занятия, которые проводятся педагогом-дефектологом в дошкольном образовательном учреждении, являются комплексом деятельности, включающая в себе развитие познавательного интереса у ребенка, моторику, музыку, речь и множественное разнообразие видов гимнастики.